Публикация # 6. Тема: Ошибочные мнения при выборе автомобильного "гудка".

Иногда дорожная ситуация вынуждает любого из нас использовать звуковой сигнал автомобиля. В таких случаях громкость сигнала играет большую роль – слишком тихий сигнал могут просто не услышать. Переусердствовать с данным вопросом тоже не стоит – любителей «паровозных» гудков в легковом автомобиле я не понимаю.

Очень многие при выборе звукового сигнала на свой автомобиль допускают элементарные ошибки - они смотрят на цифры, указывающие Герцы, и считают, что чем больше, тем лучше и громче. На самом деле, основные цифры будут в стандартном диапазоне, а "рекламных ход" продавцов заключается именно в выделении этих цифр на коробке, с обозначением вроде - "громкий", "спортивный", а иногда можно встретить надпись "грузовой" (подразумевается, что вообще громкий).

Поскольку тестируются сигналы обычно в магазине - в помещении и в открытом виде, то конечно покупателю кажется, что он берет очень громкий сигнал. После установки в автомобиль, у многих пропадает это впечатление. Здесь тоже все просто объясняется - установленный "гудок", имеет препятствия для звуковой волны, поэтому место установки и само расположение мембраны "гудка" тоже играет большую роль.

Рассмотрим подробнее. Децибелы и Герцы звуковых сигналов. Больше не лучше.

Отчасти показатели Герц и Децибел действительно говорят о громкости сигнала, но совершенно не значит, что чем выше цифры, тем лучше. С децибелами все просто. Есть таблицы по которым можно ориентироваться на громкость в дБ. Для начала стоит понимать, что нижний порог чувствительности человеческого уха находится в пределах 5 - 10 дБ (что-то услышите, но вряд ли поймёте), а верхний (есть выше, но этот считают «болевым») колеблется в 130 – 140 дБ. В промышленном понимании, шумовой порог начинается с 65-70 дБ, т.е. чтобы человек среагировал на звук, как на раздражитель, звуковой сигнал должен быть НЕ менее 70 дБ. По сути для звукового сигнала автомобиля этого мало. Достаточно шумными являются звуки в 100 – 120 дБ (последнее уже почти невыносимо при длительном звучании) – вот именно в этот диапазон шумности и стараются «зайти» производители сигналов автомобиля.

Чтобы Вам было попроще понимать, смотрите таблицу. Данные усреднённые.

Таблица уровней звука по децибелам в сравнении с ощущениями

Теперь посмотрим на коробку звукового сигнала. Чаще всего на двухтональных сигналах уровень дБ указан как промежуток, например, 105-118 дБ. Поверьте, этого крайне достаточно. Смысл в том, что оба тона (низкий – верхний) создадут звук с шумом в указанном диапазоне децибел.

Теперь рассмотрим частоты звука в герцах. Тут тоже надо понимать обычную школьную физику. Чем ДЛИННЕЕ звуковая волна, проходящая за определенный промежуток времени (принято считать за секунду), тем НИЖЕ тональность (меньше герц). И наоборот, чем КОРОЧЕ звуковая волна, тем ВЫШЕ тон (больше герц). По физике это звучит примерно так: «Частота звука измеряется в Гц. Колебание в 1 Гц, соответствует звуковой волне с периодом в 1 секунду.»

Как выглядит разница частоты звука (низкий, высокий) в герцах

Диапазоны частот по герцам тоже различаются. В основном это касается музыки, но я думаю приемлемо и по отношению к звуковым сигналам автомобиля. Грубо говоря частоты можно разбить так:

1. Басы (BASS). Диапазон частот от 20 до 200 герц.

1.1. 20 – 40 Гц. Нижний (грубый) бас.

1.2. 40 – 80 Гц. Средний бас. Многим знаком как MID BASS.

1.3. 80 – 200 Гц. Верхний бас. Примерно со 160 Гц, иногда считают переходом в средние тона.

2. Средние (MIDRANGE). Диапазон частот от 200 до 1 000 герц (или до 1кГц – килогерц).

2.1. 200 – 320 Гц. Средние нижние частоты.

2.2. 320 – 640 Гц. Обычные средние частоты. Именно этот диапазон чаще встречается на "гудках" автомобилей

2.3. 640 – 1000 Гц (1кГц). Высокие средние частоты.

3. Высокие (TREBLE). Диапазон частот от 1 000 до 10 000 герц (1 – 10 кГц)

3.1. 1 000 – 2 500 Гц. Нижние верхние частоты.

3.2. 2 500 – 5 500 Гц. Средние верхние частоты.

3.3. 5 500 – 10 000 Гц. Верхние высокие частоты.


Вернемся к «коробочкам» с звуковыми сигналами.

Чаще всего автомобильные звуковые сигналы определяются производителями в диапазоне 320 – 640 Гц, т.е. просто средние частоты. Даже, простите за тавтологию, средние в среднем диапазоне. Будьте честными к себе – вы вряд ли обладаете настолько «музыкальным» слухом, чтобы различить пару обычных сигналов 400 – 500 Гц от «волговских» 420 – 520 Гц. Разница в 30 и более Гц, будет уже ощутима.

В данном случае стоит просто понимать примерную разницу. Например, сигналы 320 – 420 Гц, будут более басовитыми и приглушенными по отношению к 400 – 500 Гц. В свою очередь, 500 – 600 Гц, будут более громкими в отношении 400 – 500 Гц, но будут, как бы сказать – более «писклявыми». В общем запоминаем самое простое – основной диапазон должен быть в рамках среднего, и в нем же лучше использовать «золотую середину» - тогда звук сигнала не будет раздражительным.

Для понимания разницы тональности можете «поиграться» с интересной онлайн-программой от производителей акустики «УРАЛ» - ТОНГЕНЕРАТОР (просто щелкните на ссылку-название). https://www.ural-auto.ru/services/tone-generator/

С другой стороны, справедливо будет замечание, что при одинаковых показателях дБ и Гц, разные звуковые сигналы звучат по-разному.

В этом вопросе разница зависит от многих факторов. К сожалению, все эти факторы мы не сможем узнать – например, «чувствительность» и качество мембраны никогда не будут указываться производителем – считается, что эти данные не нужны при выборе сигналов, а зря. В целом разница зависит от типа звукового сигнала – обычный с открытой мембраной они же «блины», «улитка» или пневматический «рожок». В каждом используется мембрана, но в каждом по-своему производится «вывод» звука. Каждый из типов звучит по-своему именно из-за строения. Также ощутимую роль играет расположение сигналов – чем меньше будет воздушного сопротивления – тем лучше они будут слышны.

В общих чертах, при выборе звукового сигнала, лучше еще до покупки услышать, как он работает, поскольку не всегда одинаковые цифры на упаковках дают одинаковый по звуку результат. При установке звуковых сигналов стоит выбирать места с наименьшим сопротивлением воздуха на мембрану – это актуально для движения, когда встречный воздух создаёт препятствие для распространения звуковой волны.

Итоговым замечанием при выборе гудка для автомобиля, должно быть понимание - "а надо ли это?". Если гудок вашего автомобиля нормально звучит, его слышно окружающим и он не похож на "голос цыпленка", то не надо ничего выдумывать. Порой вмешательство в стандартные электросхемы автомобиля заканчивается очень плохими последствиями.

Спасибо за Ваше внимание!





© RomanovIV / Vesta Street-Life / 2020г.       Пользовательское соглашение