Ошибки при выборе автомобильных сигналов.


Тема: Ошибки при выборе автомобильных сигналов.


Иногда дорожная ситуация вынуждает любого из нас использовать звуковой сигнал автомобиля. В таких случаях громкость сигнала играет большую роль – слишком тихий сигнал могут просто не услышать. Переусердствовать с данным вопросом тоже не стоит – любителей «паровозных» гудков в легковом автомобиле я не понимаю.

Очень многие, при выборе звукового сигнала на свой автомобиль, допускают элементарные ошибки - они смотрят на цифры, указывающие Герцы, и считают, что чем больше, тем лучше и громче. На самом деле, основные цифры будут в стандартном диапазоне, а "рекламный ход" продавцов заключается именно в выделении этих цифр на коробке, с обозначением вроде - "громкий", "спортивный", а иногда можно встретить надпись "грузовой" (подразумевается, что вообще громкий).

Поскольку тестируются сигналы обычно в магазине - в помещении и в открытом виде, то конечно покупателю кажется, что он берет очень громкий сигнал. После установки в автомобиль, у многих пропадает это впечатление. Здесь тоже все просто объясняется - установленный в автомобиль "гудок", имеет препятствия для звуковой волны, поэтому место установки и само расположение мембраны "гудка" тоже играет большую роль.

Децибелы и Герцы звуковых сигналов. Больше не лучше.

Отчасти показатели Герц и Децибел действительно говорят о громкости сигнала, но совершенно не значит, что чем выше цифры, тем лучше. С децибелами все просто. Есть таблицы по которым можно ориентироваться на громкость в дБ. Для начала стоит понимать, что нижний порог чувствительности человеческого уха находится в пределах 5 - 10 дБ (что-то услышите, но вряд ли поймёте), а верхний (есть выше, но этот считают «болевым») колеблется в 130 – 140 дБ.

В промышленном понимании, шумовой порог начинается с 65-70 дБ, т.е. чтобы человек среагировал на звук, как на раздражитель, звуковой сигнал должен быть НЕ менее 70 дБ. По сути для звукового сигнала автомобиля этого мало. Достаточно шумными являются звуки в 100 – 120 дБ (последнее уже почти невыносимо при длительном звучании) – вот именно в этот диапазон шумности и стараются «зайти» производители сигналов автомобиля.

Посмотрите на коробку звукового сигнала. Чаще всего на двутональных сигналах уровень дБ указан как промежуток, например, 105-118 дБ. Поверьте, этого крайне достаточно. Смысл в том, что оба тона (низкий – верхний) создадут звук с шумом в указанном диапазоне децибел.

Но "шум" это не всё что требуется от звукового сигнала - нужен "тон", за который отвечают герцы.



Рассмотрим частоты звука в герцах. Тут тоже надо понимать обычную школьную физику. Чем ДЛИННЕЕ звуковая волна, проходящая за определенный промежуток времени (принято считать за секунду), тем НИЖЕ тональность (меньше герц). И наоборот, чем КОРОЧЕ звуковая волна, тем ВЫШЕ тон (больше герц). По физике это звучит примерно так: «Частота звука измеряется в Гц. Колебание в 1 Гц, соответствует звуковой волне с периодом в 1 секунду.»

Диапазоны частот по герцам тоже различаются. В основном это касается музыки, но я думаю, приемлемо и по отношению к звуковым сигналам автомобиля. Грубо говоря частоты можно разбить так:

1. Низкие частоты - Басы (BASS). Диапазон от 20 до 200 герц. - абсолютно бесполезный диапазон для автомобильных сигналов.

2. Средние частоты - (MIDRANGE). Диапазон от 220 до 980 герц. - грубо говоря, именно середина этого диапазона является лучшей на восприимчивость для автомобильных звуковых сигналов.

3. Высокие частоты - (TREBLE). Диапазон от 1000 до 10 000 герц. - также, как и басы - абсолютно бесполезные частоты для "гудка".


Вернемся к «коробочкам» с звуковыми сигналами.

Чаще всего автомобильные звуковые сигналы определяются производителями в диапазоне 320 – 640 Гц, т.е. просто средние частоты. Будьте честными к себе – вы вряд ли сможете различить пару обычных сигналов 400–500 Гц от «волговских» 420–520 Гц. Разница в 20 герц от каждого тона будет не ощутима.

В данном случае стоит просто понимать примерную разницу. Например, сигналы 320–420 Гц, будут более басовитыми и приглушенными по отношению к 400–500 Гц. В свою очередь, 500-600 Гц, будут более громкими в отношении 400–500 Гц, но будут, как бы сказать – более «писклявыми». В общем запоминаем самое простое – основной диапазон должен быть в рамках среднего, и в нем же лучше использовать «золотую середину» - тогда звук сигнала не будет раздражительным, но будет привлекать внимание.

Для понимания разницы тональности можете «поиграться» с интересной онлайн-программой от производителей акустики «УРАЛ» - ТОНГЕНЕРАТОР (просто щелкните на ссылку-название). Ссылка открывает страничку в новом окне. ural-auto.ru/services/tone-generator



И всё же разница бывает.

В этом вопросе, разница в звучании одинаковых по параметрам Герц-/-Децибел сигналов, всё же может присутствовать, но зависит она уже не от цифр, а немного от других факторов. К сожалению, все эти факторы мы не сможем узнать – например, «чувствительность» и качество мембраны никогда не будут указываться производителем – считается, что эти данные не нужны при выборе сигналов, а зря. В целом разница зависит от типа звукового сигнала – обычный с открытой мембраной они же «блины», «улитка» или пневматический «рожок». В каждом используется мембрана, но в каждом по-своему производится «вывод» звука.

Каждый из типов звучит по-своему именно из-за строения. Также ощутимую роль играет расположение сигналов – чем меньше будет воздушного сопротивления – тем лучше они будут слышны.

А теперь основная ошибка.

Пожалуй, большинство покупателей относятся к цифрам герц и децибел посредственно. Но если, например, теперь понятно, что большие цифирки и красивые надписи на коробочках - это в основном маркетинг для читающих, то есть ещё и маркетинг для "глазеющих".

Здесь вступает в свою роль - ВИД.

Многие покупатели автомобильных сигналов, часто "облизываются" на "Рожки" - видимо считая, что если такие стоят на тягачях, то и на "12-ти вольтовом чайнике" будут гудеть "аки паровоз". Заблуждение - нет, не будет, поскольку просто не смотжет выдать столько ампеража на нагнетатель, сколько подаётся на НОРМАЛЬНОМ "рожке автопоезда". И даже если снять с тягача такой "рожок" и каким-то чудом умудриться поставить в легковой авто, то силы тока просто будет недостаточно для его работы.

Те "рожковые" воздушные сигналы, которые продаются для 12-ти вольтовых авто звучат порой интереснее обычных "улиток" или "блинов", но это просто из-за строения "дудки" - поскольку подача звуковой волны идет иначе. Также, чаще всего эти "дудки" можно поставить только где-то под бампер или сразу за решетку радиатора, поэтому они вроде и звучат громче "подкапотников". На самом деле они просто расположены ближе к свободному пространству. Звуковой волне ничего не мешает.

Поясню. Если взять обычные "блины" вроде HELLA и поставить их сразу за решётку радиатора, так чтобы они были как можно ближе к открытому пространству, то они будут звучать тоже громко. Возможно они будут звучать даже громче "рожка", установленного где-то под капотом. Всё зависит от размещения сигналов. Вот только чем ближе к открытому пространству установлен сигнал, тем больше шансов, что на мембрану будет попадать грязь и вода, а это очень сильно сократит "жизнь" любому сигналу.

Грубо говоря, не ведитесь на внешний вид. Большой "рожок" с большим нагнетателем не всегда сможет "гудеть" лучше обычного "блина", но правильно расположенного.


В общих чертах, при выборе звукового сигнала, лучше еще до покупки услышать, как он работает, поскольку не всегда одинаковые цифры на упаковках дают одинаковый по звуку результат. Но стоит понимать, что услышанное в магазине, после установки может звучать иначе. При установке звуковых сигналов стоит выбирать места с наименьшим сопротивлением воздуха на мембрану – это актуально для движения, когда встречный воздух создаёт препятствие для распространения звуковой волны. В данном случае "торчащие наружу блины" будут уступать направленным вниз "улиткам".


Спасибо за Ваше внимание!