Тема: Ошибки при выборе автомобильных сигналов

Дата публикации: 14-10-2020
* Все значимые параметры (цены, артикулы, наименования и т.п.) актуальны на момент выпуска публикации.

! ВНИМАНИЕ !

Любые наименования брендов, указанные автором, или размещённые на авторских фотоматериалах в данной статье, НЕ ЯВЛЮЯЮТСЯ рекламой!

Автор НЕ ЯВЛЯЕТСЯ выгодоприобретателем при указании наименований каких-либо брендов, товаров или услуг - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ предпочтения, взятые для приведения наглядных примеров.


Эта страница имеет облегченную турбо-копию для мобильных устройств: Нажмите Здесь для перехода

Иногда дорожная ситуация вынуждает любого из нас использовать звуковой сигнал автомобиля. В таких случаях громкость сигнала играет большую роль – слишком тихий сигнал могут просто не услышать. Переусердствовать с данным вопросом тоже не стоит – любителей "паровозных" гудков в легковом автомобиле я не понимаю.

Очень многие, при выборе звукового сигнала на свой автомобиль, допускают элементарные ошибки - они смотрят на цифры, указывающие Герцы, и считают, что чем больше, тем лучше и громче. На самом деле, основные цифры будут в стандартном диапазоне, а "рекламный ход" продавцов заключается именно в выделении этих цифр на коробке, с обозначением вроде - "громкий", "спортивный", а иногда можно встретить надпись "грузовой" (подразумевается, что вообще самый громкий).

Поскольку тестируются сигналы обычно в магазине - в помещении и в открытом виде, то конечно покупателю кажется, что он берет очень громкий сигнал. После установки в автомобиль, у многих пропадает это впечатление. Здесь тоже все просто объясняется - установленный в автомобиль "гудок", имеет препятствия для звуковой волны, поэтому место установки и само расположение мембраны "гудка" тоже играет большую роль.


Децибелы и Герцы звуковых сигналов. Больше - Не всегда лучше.

Отчасти показатели Герц и Децибел действительно говорят о громкости сигнала, но совершенно не значит, что чем выше цифры "на коробочке", тем лучше.

С децибелами все просто. Есть таблицы по которым можно ориентироваться на громкость в дБ. Для начала стоит понимать, что нижний порог чувствительности человеческого уха находится в пределах 5 - 10 дБ (что-то услышите, но вряд ли поймёте), а верхний "болевой" колеблется в 130 – 140 дБ. Есть и выше, но это уже очень опасные показатели для человека.

В промышленном понимании, шумовой порог начинается с 65-70 дБ, т.е. чтобы человек среагировал на звук, как на раздражитель, звуковой сигнал должен быть НЕ менее 70 дБ. По сути для звукового сигнала автомобиля этого мало. Достаточно шумными являются звуки в 100 – 120 дБ (последнее уже почти невыносимо при длительном звучании) – вот именно в этот диапазон шумности и стараются "зайти" производители сигналов для автомобиля.

Посмотрите на коробку звукового сигнала. Чаще всего на двутональных сигналах уровень дБ указан как промежуток, например, 105-118 дБ. Поверьте, этого крайне достаточно для получения эффекта "раздражителя". Смысл в том, что оба тона (низкий – верхний) создадут звук с шумом в указанном диапазоне децибел.

Но "Шум" (дБ) это не всё, что требуется от звукового сигнала - нужен "Тон", за который отвечают герцы.




Рассмотрим частоты звука в герцах. Тут тоже надо понимать обычную школьную физику. Чем ДЛИННЕЕ звуковая волна, проходящая за определенный промежуток времени (принято считать за секунду), тем НИЖЕ тональность - "Басит" (меньше герц). И наоборот, чем КОРОЧЕ звуковая волна, тем ВЫШЕ тон - "Пищалка" (больше герц).

Диапазоны частот по герцам тоже различаются. В основном это касается музыки, но я думаю, приемлемо и по отношению к звуковым сигналам автомобиля. Грубо говоря частоты можно разбить так:
1. Низкие частоты - Басы (BASS). Диапазон от 20 до 220 герц. - абсолютно бесполезный диапазон для автомобильных сигналов.
2. Средние частоты - (MIDRANGE). Диапазон от 220 до 980 герц. - грубо говоря, именно середина этого диапазона является лучшей на восприимчивость для автомобильных звуковых сигналов.
3. Высокие частоты - (TREBLE). Диапазон от 980 до 10 000 герц. - также, как и басы - абсолютно бесполезные частоты для автомобильного "гудка".

Вернемся к "коробочкам" со звуковыми сигналами.

Чаще всего автомобильные звуковые сигналы определяются производителями в диапазоне 320 – 640 Гц, т.е. просто средние частоты. Будьте честными к себе – вы вряд ли сможете различить пару обычных сигналов 400–500 Гц от, так называемых, "волговских" на 420–520 Гц. Разница в 20 герц от каждого тона будет просто не ощутима.

В данном случае стоит просто понимать примерную разницу. Например, сигналы 320–420 Гц, будут более басовитыми и приглушенными по отношению к 400–500 Гц. В свою очередь, 500-600 Гц, будут более громкими в отношении 400–500 Гц, но будут, как бы сказать – более "писклявыми". В общем запоминаем самое простое – основной диапазон должен быть в рамках среднего, и в нем же лучше использовать "золотую середину" - тогда звук сигнала не будет раздражительным, но будет привлекать внимание.

Для понимания разницы тональности можете поискать интересные онлайн-программы - ТОНГЕНЕРАТОР. В таких программах вы сможете самостоятельно оценить разницу "гудка" в Герцах.




И всё же разница бывает.

В этом вопросе, разница в звучании одинаковых по параметрам Герц-/-Децибел сигналов, всё же может присутствовать, но зависит она уже не от цифр, а немного от других факторов. К сожалению, все эти факторы мы не сможем узнать – например, "чувствительность" и качество мембраны никогда не будут указываться производителем – считается, что эти данные не нужны при выборе сигналов.

Но есть один параметр играющий роль - это Вид автомобильного сигнала. В целом разница может ощутимо зависеть от Вида звукового сигнала: обычный с открытой мембраной они же "блины", "улитка" или "пневматический рожок", в котором воздушный поток переходит в сигнал при помощи компрессора. В каждом используется мембрана, но в каждом по-своему производится "вывод" звука.

Каждый из Видов звучит по-своему именно из-за строения. Также ощутимую роль играет расположение сигналов – чем меньше будет воздушного сопротивления – тем лучше они будут слышны.

Здесь также "скрывается" частая ошибка выбора.

Пожалуй, половина покупателей относятся к цифрам герц и децибел несколько посредственно. Но если, например, теперь понятно, что большие циферки и красивые надписи на коробочках - это в основном маркетинг для читающих, то есть ещё и маркетинг для "глазеющих".

Многие покупатели автомобильных сигналов, часто "облизываются" на "Рожки" - видимо считая, что если такие стоят на тягачах, то и на "12-ти вольтовом чайнике" будут гудеть "аки паровоз". Заблуждение - Нет, Не будет, поскольку просто не смотжет выдать столько ампеража на нагнетатель, сколько подаётся на НОРМАЛЬНОМ "рожке автопоезда". И даже если снять с тягача такой "рожок" и каким-то чудом умудриться поставить в легковой авто, то силы тока просто будет недостаточно для его работы.

Те "рожковые воздушные" сигналы, которые продаются для 12-ти вольтовых авто звучат порой интереснее обычных "улиток" или "блинов", но это просто из-за строения "дудки" - поскольку подача звуковой волны идет иначе. Также, чаще всего эти "дудки" можно поставить только где-то под бампер или сразу за решетку радиатора, поэтому они вроде и звучат громче "подкапотников". На самом деле они просто расположены ближе к свободному пространству. Звуковой волне ничего не мешает.

Поясню. Если взять обычные "блины" вроде HELLA и поставить их сразу за решётку радиатора, так чтобы они были как можно ближе к открытому пространству, то они будут звучать тоже громко, и, возможно, даже лучше "рожковых" сигналов. Всё зависит от размещения сигналов. Вот только чем ближе к открытому пространству установлен сигнал, тем больше шансов, что на мембрану будет попадать грязь и вода, а это очень сильно сократит "жизнь" любому сигналу. Платить больше за возможность пару раз погромче "побибикать" - так себе идея.

Грубо говоря, не поддавайтесь соблазну на внешний вид. Большой "рожок" с большим нагнетателем не всегда сможет "гудеть" лучше обычного "блина" или "улитки", но правильно расположенных и, главное, правильно подключенных. Также не стоит поддаваться "блестящему" виду - красиво, не всегда качественно.




А теперь о самой большой и самой серьёзной ошибке

Абсолютное большинство автовладельцев не задумываются заранее о том, в какие места будут устанавливать новые автомобильные сигналы, и каким образом будут их подключать.

Начинать следует с места установки. Не надо надеяться на наше русское "потом разберёмся". Следует сразу определиться каким образом будет размещаться выбранный сигнал. Поместится ли он в том или ином месте так, чтобы не "наглотаться" грязи. Насколько далеко сигнал будет находиться от "горячих" точек подкапотного пространства (это тоже играет роль). Нужно ли проводить к новому месту новую силовую проводку и будет ли это безопасно.

Способы подключения также более важны чем Децибелы и Герцы. Следует понимать какая сила тока (Амперы) используется в стандартной цепи автомобильных сигналов автомобиля. Например, можно выяснить по предохранителю - просто смотрим насколько ампер установлен предохранитель, и, соответственно, подбираем автомобильные сигналы, НЕ превышающие этот показатель. При этом если берём автомобильные сигналы, состоящие из двух элементов (допустим, две "улитки"), то их Суммарное потребление не должно превышать показатель Ампер на предохранителе. Также необходимо знать подключены ли стандартные сигналы двумя проводами (масса и "плюс"), либо одним (только "плюс", масса берётся с кузова) - это нужно потому, что сами сигналы бывают двух видов: также подключаемые на один или два провода (кол-во клемм на автомобильном сигнале).

Крайне Не рекомендуется пренебрегать этими условиями при выборе сигналов.


В целом и коротко по теме

Если производится замена обычных заводских автомобильных сигналов на точно такие же, то ошибок не будет, но если хочется заменить на другой вид, то главное не совершить ошибок при выборе новых.

В-первую очередь, обязательно определяется место установки и потребление тока. Также определяется метод подключения на один провод или на два.

Следующим шагом определяем Вид автомобильных сигналов. Здесь будет играть роль место установки - какие-то поместятся, какие-то нет.

И только последним этапом рассматриваем Герцы и Децибелы звука. Про выбор производителя писать глупо - иногда неизвестный бренд работает лучше "распиаренного".

Если взять за основу эти нехитрые условия, то вероятность допустить ошибку при выборе новых автомобильных сигналов будет минимальна.

Спасибо за Ваше внимание!