Тема: Выхлопная система Весты. Менять на 51"трубу" или нет

Дата публикации: 09-10-2020
* Все значимые параметры (цены, артикулы, наименования и т.п.) актуальны на момент выпуска публикации.

! ВНИМАНИЕ !

Любые наименования брендов, указанные автором, или размещённые на авторских фотоматериалах в данной статье, НЕ ЯВЛЮЯЮТСЯ рекламой!

Автор НЕ ЯВЛЯЕТСЯ выгодоприобретателем при указании наименований каких-либо брендов, товаров или услуг - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ предпочтения, взятые для приведения наглядных примеров.


Эта страница имеет облегченную турбо-копию для мобильных устройств: Нажмите Здесь для перехода

Для меня история с выхлопной системой моей Весты началась с банального – примерно после 5 – 6 тыс. км. пробега у меня при прогреве ДВС начала "звякать банка" резонатора. По времени недолго, но неприятно. Покопавшись в интернете, нашел информацию, что внутри заводского резонатора недостаточно закреплен узел труба-/-перегородка, поэтому и возникает такая неприятность. В принципе вопрос решается очень просто – кто-то разрезает и доваривает сам, но тут надо уметь "варить", а кто-то просто покупает резонатор другой фирмы и меняет.

С 2019 года, эта проблема была решена. На Вестах c ВАЗовскими двигателями, конструкция осталась прежней (от 2018 года), но "звон" прекратился - видимо усилили перегородки резонатора, или просто стали закупать у другого производителя. На автомобилях с двигателями H4M такой проблемы не наблюдалось сразу - там выхлопная система "построена" совсем по-другому.

Дополнительно я обратил внимание, что на заводской трубе резонатора, у меня стояла короткая гофра, в то время как аналоги предлагали гофру подлиннее. В принципе, гофра у меня была тогда еще очень даже в хорошем состоянии, хотя часто у владельцев жалобы были именно на эту деталь.

Изначально я хотел просто поменять на любой аналогичный резонатор (было 3 -4 производителя), но в то время (начало 2019 года) возникла трудность, из-за которой я рассмотрел необычное для меня решение – поменять выпускной тракт на "выпускную трассу с 51-й трубой" БЕЗ удаления катализатора. До этого, на предыдущих своих авто, никогда не ставил более широкий выпуск, всегда сток, поэтому пришлось немного изучить разницу.

В чём отличие "стока" от "51-й трубы"

Изначально в заводском варианте "выпускная трасса" Весты рассчитана с условием на нормы Евро-5+. Эти параметры учитывают не только экологические требования, но и "шумовые". Если с "экологией вопроса" мы все уже свыклись – это требования по выбросам углекислых газов в атмосферу (их количество, состав и т.п.), то к характеристикам "шумности" мы только начинаем привыкать.

Поскольку катализатор не может обеспечить необходимое "гашение" звука работы ДВС (это не его функция), а в резонаторы и глушители нельзя ставить слишком много камер-переборок, т.к. это будет уже сильно мешать "выхлопу", то производители пошли достаточно простым "путем" - в автомобилестроение пришли идеи ступенчатого сужения выпускных трасс автомобилей. Идея очень проста и доказана физическими свойствами. При ступенчатом сужении "выпускной трассы" – звук переходит из низких частот в более высокие, которые быстрее "гасятся" в атмосфере.

Кстати, прошу не путать правильно настроенную, "комфортную" прямоточную (не зауженную) систему с теми "трубами", которые так обожают "гончеги". Для того, чтобы вы поняли – на старых автомобилях выпускные системы не заужали, поэтому фактически это и был правильно настроенный прямоток – да, звучал громче современников, но не ревел по сумасшедшему если был цел и исправен. Роль играли только перегородки - отчего звук был тише в стоке и громче на "тюнинге".

Те самые "пердаки", которые ревели на всю округу, были всего-навсего резонаторами и глушителями с иной структурой построения перегородок. Диаметр труб играл меньшую роль и, скорее всего, был больше маркетингом.




Заводскую выхлопную систему Весты, условно, можно разделить на 3 участка.

1. Катализатор. Самый короткий участок выхлопной системы. Имеет "на выходе", в месте соединяющего с резонатором фланца, диаметр выпускного отверстия равный 51 мм.

2. Резонатор. Самый длинный участок выхлопной системы. Состоит из 3-х участков по сужению "выпускной трассы". На входе, в месте соединения с катализатором, имеет диаметр отверстия 51 мм. Уже в 2-3см от фланца присутствует первая ступень суже́ния – в этом месте труба сужается до 45 мм по внутреннему диаметру. С таким же диаметром используется гофра. Диаметр внутреннего сечения трубы в 45 мм продолжается вплоть до "входа в резонирующую банку". Далее, сразу после "резонатора", диаметр выпускного отверстия сужается до 40 мм и с таким сечением проходит до конца трубы резонатора, до места соединения с глушителем.

3. Глушитель. Завершающая часть выхлопной системы. На всем протяжении, кроме самой "банки глушителя", имеет внутренний диаметр труб равный 40 мм, начиная от места соединения с "резонатором" до "входа в банку глушителя" и заканчивая коротким трубчатым участком от "банки" глушителя до вывода в атмосферу.

До приобретения резонатора на замену, у меня была возможность "полазить" под днищем и все внимательно осмотреть. Оказалось, что примерно до весны 2018 года выпуска, крепления подвесок резонатора располагались перед и после "банки" резонатора над поперечными пластинками прикрученными к кузову авто. Последующие модели имеют в этом плане характерное изменение – точка крепления была перенесена ближе к подрамнику передней подвески и имеет вид типа вилки. Новое крепление уменьшает нагрузку на гофре резонатора.

С 2019 года, комплекты с так называемым прямотоком на "51-й трубе" есть и под новый вид крепежа, поэтому "колхозить" при замене ничего не потребуется. Существует только один небольшой нюанс - для соединения части резонатора с частью глушителя требуется хомут, который лично я считаю уже давно устаревшим и неудобным. Намного удобнее использовать хомуты типа V-Band, но они на соединение труб Весты не подходят. "Подушки" для подвески глушителя и резонатора можно использовать старые, если они еще в хорошем состоянии.

Хомут глушителя под 51-ю трубу найти не сложно - это обычный хомут от Лады Калины Спорт. Артикулы детали могут быть разные по производителю, например, вот некоторые из них: ST-01773, 1118-1203060 .

Трудности замены.

При замене резонатора Весты, независимо от того "сток" или на "51-й трубе", возникает всего одна трудность – открутить-/-закрутить крепление трубы резонатора к катализатору.

Фланец соединения находится настолько глубоко, что приходится применять удлинитель на вороток, и обязательно с "плавающей головкой". Без данного инструмента даже соваться туда не стоит. При замене резонатора, лучше также поменять гайки крепежа. У меня с завода стояли обычные с короткой "юбкой", отчего даже при наличии хорошего инструмента, за них было сложно "зацепиться". Я взял латунные от приемной трубы 2101-2107. Артикул гаечек: 21011203019. Когда прикручивали их на место, стало сразу ясно, что с ними удобнее. Кстати, еще плюс в их пользу – они шире и больше закрывают резьбу шпилек на фланце катализатора.

Из-за вида хомута "со времён мамонтов", соединяющего между собой трубы "резонатор-глушитель", приходится "поплеваться" в сторону инженеров, но это не критичная трудность. Здесь главное внимательно отнестись к работе - останется зазор - будет "свистеть" неприятно и наверняка быстро прогорит.




Впечатления от замены "выпуска" на "51-ю трубу"

Самое первое на что обращаешь внимание – звук. Да, ожидается не это, но именно звук замечаешь в первые моменты после замены. Он становится грубее и громче, но в некоторых режимах работы ДВС намного приятнее, например, при "сбросе газа" ненадолго появляется приятный бас. В режиме обычного движения, звук не мешает (если вы не тонкая душевная личность).

С "51-й трубой" я ездил на отдых – примерно 700-800 км пути за день нисколько меня не напрягали. При очень резком разгоне, звук может не понравиться – надо понимать, что у нас не мощный ДВС, но для меня лично, этот звук лучше заводского "свистка". При равномерном разгоне звук вполне устраивает. На холостых оборотах, по моим впечатлениям, разница практически отсутствует.

На время разгона "51-й выпуск" не влияет. По крайней мере нет никакого ощущения ни в сторону улучшений, ни в сторону ухудшений. На расход топлива тоже никак не повлияет.

Возможно огорчу любителей непомерного прироста МОЩНОСТИ, но увеличением диаметра выпускной системы вы НИКОГДА (просто запомните это – ВООБЩЕ НИКОГДА) не увеличите мощность ДВС. С Вестой не исключение – простой переход на "51-ю выпускную трассу" при стоковом ДВС, никакой мощности не даст.

Вы просто позволите двигателю лучше отводить отработанные газы, поскольку будет производиться меньше затрат физического воздействия на "проталкивание" газов наружу. Это очень хорошо, но это не повышает мощность ДВС.

В целом, можно сказать так: Если исключить возможный "эффект плацебо" и впечатления от "жопомера", то изменится только звук. Если же взять "жопомер" за внимание, то есть небольшое ощущение, что двигатель работает "спокойнее" на всём диапазоне от холостых до высоких оборотов.

Возможные ошибки при переходе на "51-ю трубу"

Стандартная выхлопная труба размещена так, что выхлопные газы НЕ "стреляют" в бампер. Зато "сопло 51-й" прекрасно греет нижний декоративный пластик бампера. Все бы ничего, но плавится не только пластик бампера, а еще и проводка, идущая на задние парктроники. Это, к сожалению, я заметил поздно, и мне пришлось менять проводку – ОХ… Млть… не дешево это. Скрутки не рассматривал – там крутить много и оплавились провода хорошо.

Подобная проблема решается установкой "насадки" глушителя. Это не дешевое решение, поскольку "насадки" сейчас не особо в моде, и не нужны почти никому. Приходится или что-то делать самостоятельно, или покупать варианты для "широких" труб, которые никак не дешевле 1000 руб., или ехать в специализированные тюнинг-ателье и делать там под заказ, что ещё более дорого.

Второй неприятной ошибкой, может стать неправильное выравнивание элементов выпуска. Если резонатор или глушитель будут выставлены или соединены неровно, то это может привести к "ударам выпускной трассы" по элементам кузова. Даже резиновые демпферы не помогут.

В данной проблеме большую роль играет как раз "неудачный" тип соединения "резонатор-глушитель". Хотя такой тип и позволяет изменить угол каждого из элементов, но из-за отсутствия возможности центрирования осей каждого элемента относительно друг друга, может получиться так что, выставив глушитель ровно, вы получите искаженное положение резонатора или наоборот. В общем эта работа требует очень большого внимания и терпения.




Выводы по теме.

Если у Вас возникла необходимость простой замены (прогорел, зазвенел и т.п.) резонатора или глушителя, то несколько раз подумайте стоит ли ИЗМЕНЯТЬ выпускной тракт на 51-ю трубу. Чего Вы хотите добиться? Просто дать ДВС лучше выводить отработанные газы или планируете дальнейший тюнинг? Хотите другой звук на выпуске, и будет ли этот звук комфортнее?

Во-первых, от катализатора придётся менять весь выпускной тракт (резонатор – глушитель), поскольку соединить 51-й и 40-й диаметры труб без каких-либо переходников невозможно, а вариант фланца не позволяет использовать переходник, т.е. придётся "допиливать" трубы. Даже если продавец головой об столб будет биться с криками все взаимозаменяемо – это не так. Перейти на 51-ю можно только приобретая оба элемента "резонатор-глушитель".

Во-вторых, задумайтесь о будущих заменах. Это прямо следует из "предыдущего". Например, вы замените на 51-ю трассу, но через какое-то время прогорит резонатор, глушитель, гофра (они тоже не вечные). В таком случае Вам придётся покупать деталь 51-й трассы или опять брать всю трассу на "сток-46-40". Расходы разные, поскольку деталь "51-й трассы" стоит дороже. В общем, оцените финансовые траты.

Моя личная точка зрения заключается в том, что на "стоковой" конфигурации ДВС Лады Весты, "51-й выпуск" полезен только в качестве более высокой проходимости отработанных газов. Например, на стоке "10-го или 12-го семейства" ВАЗ до Евро норм 3+, выпуск был именно 51-й, хотя максимальный объём ДВС составлял 1,6-литра. А вот при "тюнинге" ДВС, более агрессивных прошивках, отказе от Катализатора или характерных изменениях впуска в сторону большей пропускной способности, переход на "51-й выпуск", может стать даже необходимостью.

Лично я поставил себе "51-й выхлоп" не ради интереса. Мне более приятен звук, я заинтересован в лучшем оттоке отработанных газов из ДВС (у меня 1,8-литровый 21179). Впуск я также не оставлю стоковым, но это "уже совсем другая история".

Спасибо за Ваше внимание!