Тема: Длина окружности колеса. Часть 2: Фактические значения и выводы

Дата публикации: 07-09-2023
* Все значимые параметры актуальны на момент выпуска публикации.

! ВНИМАНИЕ !

Любые наименования брендов, указанные автором, или размещённые на авторских фотоматериалах в данной статье, НЕ ЯВЛЮЯЮТСЯ рекламой!

Автор НЕ ЯВЛЯЕТСЯ выгодоприобретателем при указании наименований каких-либо брендов, товаров или услуг - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ предпочтения, взятые для приведения наглядных примеров.


Эта страница имеет облегченную турбо-копию для мобильных устройств: Нажмите Здесь для перехода

В первой части темы было рассказано, как, зная типоразмер колеса, получить математическую величину длины окружности и разобрано несколько типичных ошибочных вариантов учёта деформации и погрешностей.

В этой части будет рассмотрен наиболее оптимальный и более близкий к правильным значениям метод вычисления длины окружности колёс для своего автомобиля.

Предупреждение.

Здесь будет обозначено именно получение длины окружности колеса в миллиметрах.

Это важно, поскольку во многих программах, которые используются для внесения изменений в блок управления, прописываются не миллиметровые значения, а коэффициенты или кодировка. К сожалению, лично мне не известно каким образом выявляется коэффициент.

Использовать описываемый мной метод или нет - решать Вам. Ваши действия Вы производите исключительно под Вашу ответственность.

Для измерения нам достаточно одного колеса - не надо перемерять все.


Измерение длины окружности швейным (портновским) метром

Потребуется только домкрат, швейный (портновский) метр и манометр или автомобильный насос.

Швейный метр (портновский метр) нужен НЕ менее 2-х метров. Для некоторых больших колёс, возможно, нужен даже на 3 метра. Такие есть - ничего сложного, чтобы найти и приобрести такой метр, нет. Главное, сразу понять, как выполнена разлиновка - обычно длинная линия - это целая цифра, которая пишется перед этой линией. И ещё одно внимание - метр нужен сантиметровый, поскольку дюймовым работать в этой теме не удобно, и очень желательно не бумажный.


Для выполнения измерения автомобиль должен стоять на ровной и, желательно, плотной поверхности. Давление в колесе следует заранее проверить при помощи манометра или автомобильного насоса. Давление в колесе должно быть на том уровне, с которым вы обычно эксплуатируете автомобиль.

Сначала выставляем колесо ровно - так будет удобнее. Поддомкрачиваем нужную сторону автомобиля так, чтобы колесо полностью поднялось над поверхностью.

Далее, как можно точнее (самое лучшее по линии протектора) оборачиваем колесо швейным метром. В любой удобной для фиксации результата точке колеса, должны пересекаться оба конца метра. Каждая из сторон метра НЕ должна смещаться в сторону относительно друг друга. Также Недопустимо чтобы метр был проложен по диагонали (наискосок) ширины покрышки.

Надо постараться и получше прижать метр по поверхности шины, а также крепко зафиксировать верхние концы метра.

Если интересно - запомните этот результат измерения.




Теперь аккуратно, чтобы не сбить проложенный метр, опускаем колесо с домкрата. Опускаем полностью, чтобы домкрат не мог поддерживать авто на весу.

Производим окончательное измерение. Как можно сильнее стягиваем оба конца метра в верхней точке колеса и смотрим какое значение у нас получается. Не старайтесь понять какие-либо доли миллиметров - берите во внимание то значение, которое будет видно абсолютно точно.

В качестве бонуса. Если вы запомнили измерение на свободно подвешенном колесе, то сравните с результатом на полностью опущенном. Утверждать абсолютно я не стану, но с огромнейшей вероятностью значения будут одинаковы (у меня было именно так). Максимум вы обнаружите разницу в 1-2 мм, но это уже будет зависеть от того насколько одинаково был натянут метр по окружности колеса.

В целом, это будет не только наипростейший способ получения значения, но и наиболее близкий по точности параметр нашей длины окружности.


Является ли этот метод действительно более точным?

Давайте подумаем. Длина окружности колеса - это тоже самое, что и расстояние, пройденное колесом за один оборот.

Если на самой нижней точке колеса, в месте контакта с поверхностью, нанести линию на покрышке и поверхности, так чтобы они идеально ровно совпадали с углом 90 градусов - мы получим начальную точку отрезка T1.

Проезжаем расстояние ровно на один оборот колеса так, чтобы прямая линия на покрышке опять оказалась в нижней части и по отношению к поверхности под прямым углом 90 градусов. В этом месте получаем конечную точку отрезка T2.

Если мы сделаем всё это с идеальной точностью - то расстояние между этими отрезками, нанесёнными на поверхности (между Т1 и Т2) будет равно длине окружности колеса. Но сможем ли мы сделать это идеально? Сильно сомневаюсь.

С другой стороны, оборот метра вокруг покрышки по её протекторной части - это точно такое же измерение, но без движения автомобиля. Мы измеряем именно расстояние от точки до этой же точки. Поэтому такой метод можно считать действительно самым приближенным к точности длины окружности. Погрешность в таком измерении очень минимальна.

Ниже представлен анимированный вариант пояснения длины окружности колеса по его одному обороту.





А где деформация?

В первой части я утвердительно согласился с тем, что деформация покрышки есть, так почему же здесь при измерении её нет?

Всё элементарно просто. В той же первой части, я указал, что деформация, влияющая на общий диаметр, присутствует именно в отношении Шины, которую одевают на диск и накачивают до определённого давления. Именно в этот момент Диаметр шины будет изменён за счёт некоторых физических свойств.

По поводу деформации шины (просадке) при давлении на колесо весом автомобиля. Это действие НЕ влияет на длину окружности колеса.

Грубо говоря длину окружности можно разделить на несколько участков, которые в математике являются дугами окружности. В момент давления на колесо весом автомобиля, какая-то одна из таких дуг, просто становится прямым отрезком. Согласно всё той же математике, существует такой термин как "Спрямление дуги". Так вот, при выпрямлении дуги в ровный отрезок, этот прямой отрезок равен длине этой дуги.


Так ли плохо пользоваться общепринятыми методами расчёта длины окружности для автомобильных колёс?

В целом, нет ничего плохого, чтобы пользоваться обычными методами, такими как шинный калькулятор или математический расчёт. Это без линеек поможет понять разницу между вариантами типоразмеров колёс. Но такие значения более правильно считать теоритическими, а не практическими.

Если автомобиль не оборудован ABS и ESP, то общепринятые методы даже удобнее - автовладелец теоретически без лишних действий сможет понять разницу.

Именно для "записи" в блоки управления, такие общие и грубые методы в 99% крайне нежелательны, поскольку Не являются наиболее точным значением. Вам просто повезёт, если Вы "попадёте" в приблизительно точное значение, но в основном это большая разница между математической и фактической величиной длины окружности.

Дело в том, что, если бы длина окружности колеса не играла бы никакой роли для автомобиля, эту величину никогда бы не вписывали в блок управления. Если она есть, значит выполняет свою роль. Если она прописывается в блок управления ABS-ESP, значит влияет на точность и своевременность работы этих систем. Соответственно, просто "поиграться" с этим значением - значит совершать большую глупость и пренебрегать своей безопасностью.


Может этим вообще не стоит заниматься?

Всё зависит от ситуации.

Если Вы не собираетесь ставить колёса других размеров и используете только заводской типоразмер, то Вам это действительно НЕ нужно. Даже голову себе не забивайте. В том случае, если используете два разных типоразмера, но по общей длине окружности имеющих разницу Не более 1%, то также можете даже не задумываться над этим.

Если Вы только планируете приобретение колёс другого размера и хотите Теоритически узнать насколько изменятся такие параметры как клиренс, кол-во оборотов, показания скорости и длина окружности, то смело пользуйтесь и шинными калькуляторами, и обычными математическими расчётами. Это хоть и не фактическая, но действительно полезная информация. Только не допускайте ошибок - не надо ничего "вытаскивать" из этих вычислений.

А вот если Вы уже поставили себе колёса с большой разницей в длине окружности от заводских, то здесь есть смысл подумать. Только без фанатизма и лишних "вычислений". Надо всегда помнить, что подобные решения и действия делаются "на свой страх и риск" и исключительно под собственную ответственность.




В заключение.

Не следует относиться к параметрам, записанным в блоке управления как к игрушке - они там не от безделья инженеров присутствуют.

В том случае, если Вы всё же приняли решение что-то менять, постарайтесь выполнить несколько обязательных условий:
Во-первых, следует знать, можно ли вернуться к заводскому значению, если не понравится результат выполненной работы;
Во-вторых, запомнить, записать, сфотографировать и т.п. заводские значения, ДО того как их менять;
В-третьих, никогда не доверять чужим итоговым значениям. Им могут подойти, Вам - нет;
В-четвёртых, теория - это хорошо, но на практике часто всё иначе.

В общем. В этой теме я постарался передать личное мнение, о том каким образом наиболее точно можно узнать длину окружности колеса, установленного на автомобиль. Тем не менее - это не рекомендация, что так делать надо, а по-другому нельзя. Просто я считаю такой метод наиболее оправданным и близким к точности. Выбор всегда есть, но он не в каждом случае верный.

Спасибо за Ваше внимание!