Подбор колёс для Лады Весты. Часть 1: Диаметры.


Тема: Подбор колёс для Лады Весты. Часть 1: Диаметры.

Дата публикации: 18-04-2023
* Все значимые параметры (цены, артикулы, наименования и т.п.) актуальны на момент выпуска публикации.


Тема подбора шин и дисков для владельцев Лады Весты уже многократно проговорена и показана на многих интернет площадках и видео-блогах, но довольно часто продолжают встречаться вопросы вроде "установка нештатного типоразмера" и "установка нештатного вылета", поэтому я хочу поделиться своим опытом в подборе, эксплуатации, "плюсах" и недостатках в выборе колёс на Весту.

Я буду отталкиваться от параметров, указанных в технической документации к Вестам, но в целом тема должна быть полезна и тем, кто ставит колёса диаметром более 17-го. Возможно, полезную информацию найдут и владельцы других марок и моделей автомобилей, поскольку в основе нашей темы лежит именно подбор колёс, а Веста используется только как наглядный пример.

Сразу и окончательно скажу тем, кто интересуется колёсами 14-го диаметра на Ладу Весту. Несмотря на то, что есть автовладельцы, которые смогли поставить себе такие колёса, я считаю такой диаметр недопустимым. Во-первых, тормозные суппорта находятся ОЧЕНЬ близко к внутренней части диска, что абсолютно плохо сказывается на эксплуатационной температуре и безопасности по отношению к тормозным механизмам. Во-вторых, завод изготовитель даже "запасную докатку" сделал 15-м диаметром, а ведь могли и 14-ю "закинуть" для экономии. В общем, прошу не обижаться, но такой вопрос я считаю безумством, даже при попытке экономии средств.

Поскольку основные параметры подбора колёс для любого автомобиля уже рассмотрены в темах Автопомощь: Подбор и Параметры автомобильных дисков. или Маркировка шин легковых автомобилей., в дальнейшем я буду основываться только на тех типоразмерах, которые важны, но могут быть значительно разными для одного и того же автомобиля.

С моей точки зрения, за исходную информацию, всегда необходимо брать заводские (штатные, рекомендованные) типоразмеры колёс, указанные в технической документации для конкретной марки и модели автомобиля. Именно эти параметры являются ОСОБО ВАЖНЫМИ при подборе шин и дисков других (не указанных в технической спецификации) типоразмеров.

Для удобства дальнейших вычислений и пояснений, я разобью эти данные на несколько типов (так и будем их именовать):
- Тип А и Тип В (штатные, рекомендованные, допустимые самим автопроизводителем);
- Тип С (Не штатные для конкретной модели, но устанавливаемые на иные модели той же марки. Пример, Лада Веста или Лада Веста Кросс – марка одна, но модели разные);
- Тип Е (назовём его – "возможный", это типоразмеры колёс, которые Не указаны как допустимые автопроизводителем, но по ряду параметров могут успешно эксплуатироваться на автомобиле).




Штатные и Допустимые.

Тип А. Обычные Весты (Седан и SW). Минимальные комплектации. Заводские параметры колёс имеют типоразмер 185/65R15 6J ET50.
- это Диск 15 дюймов, шириной 6J с вылетом ET 50 и Шина диаметром 15 дюймов, шириной 185мм и высотой профиля 65%.

Тип В. Обычные Весты (Седан и SW). Комплектации от Comfort+ и выше. Заводские типоразмеры 195/55R16 6J ET50.
- это Диск 16 дюймов, шириной 6J с вылетом ET 50 и Шина диаметром 16 дюймов, шириной 195мм и высотой профиля 55%.

Рассмотрим подробнее.

- Оба допустимых диска указаны с одной шириной – 6J и одинаковым вылетом – ET 50.
- Изменяемым параметром являются: высота дисков, посадочный диаметр и ширина шин, высота профилей.

Далее, или самым простым образом, используя онлайн-калькуляторы шинных сервисов, или рассчитав самостоятельно, мы получаем определенные необходимые данные по высоте и диаметру окружности колеса в сборе.

Для наглядности и понимания, мы произведём расчёты самостоятельно. Шинные калькуляторы обычно округляют до ближайшего целого – я буду оставлять как есть или округлять до сотых.

Исходные данные считаем в миллиметрах:
* Диаметр диска -В(тип).
Тип А - диск 15 дюймов. 1 дюйм =25,4мм. Значит 15″ =381мм. B(a) =381мм;
Тип В - диск 16 дюймов. 16×25,4 = 406,4мм. В(b) =406,4мм.
* Высота профиля шины -Н(тип).
Тип А - шина шириной 185мм с высотой профиля 65% (от ширины). 185×65% =120,25мм. H(a) =120,25мм.
Тип В - шина шириной 195мм с профилем 55%. 195×55% =107,25мм. H(b) =107,25мм.

"Собираем" колесо, учитывая, что в расчётах должны применяться ДВА профиля (почему? – смотрим картинку).

Поскольку внутренний диаметр шины это тоже самое, что и высота диска, то общий диаметр колеса (D) у нас считается по формуле: D(тип)=B(тип)+H1(тип)+H2(тип) (или D(тип)=B(тип)+H(тип)×2).

Тип А. Диаметр колеса 185/65R15 D(a) =B(a)+H(a)×2. D(a) =381мм+120,25мм×2. D(a) =621,5мм.
Тип В. Диаметр колеса 195/55R16 D(b) =B(b)+H(b)×2. D(b) =406,4мм+107,25мм×2. D(b) =620,9мм.

Уже можно обратить внимание на то, что общий диаметр каждого из этих двух разных по типоразмерам колёс на самом деле различается всего лишь на 0,6 миллиметра. В этом случае также можно сказать, что клиренс автомобиля не изменится – я сомневаюсь, что 0,6мм/2 =0,3мм может "играть" хоть какую-то роль. Но мы "идём" дальше.

Считаем длину окружности. Формула простая. d (длина окружности) = π (число пи = 3,14) * D (диаметр колеса). Если Вам важны миллиметры и доли, то лучше считать число π =3,1415926535.

Тип А. d(a) =π×D(a). d(a) =3,1415926535×621,5. d(a) =1952,49мм.
Тип В. d(b) =π×D(b). d(b) =3,1415926535×620,9. d(b) =1950,61мм.

Считаем относительную разницу (Δ -дельта) между типами А и В в % отношении.

Расчёт 'относительной дельты' проводим по формуле ((A-B)/A)×100, исходя из следующих данных: Тип А - исходное (штатное) значение, Любой другой тип (В,С,Е) - это сравниваемое значение. В зависимости от полученного результата (положительный, отрицательный) мы будем понимать насколько в процентах существует разница (соответственно, положительный - это штатный больше, отрицательный - это штатный меньше).

Δd(a,b) =((d(a)-d(b))/d(a))×100.
Δd(a,b) =((1952,49-1950,61)/1952,49)×100.
Δd(a,b) =0,096% (≈0,1%).

* Обращаем внимание - существует правило, при котором разница в 3% и более считается недопустимой в эксплуатации. В нашем случае разница настолько минимальна, что даже можно не брать в расчёт.

Вычислим еще один интересный параметр – кол-во оборотов на километр. Учитываем, что: 1км = 1 000 метров или 100 000 см или 1 000 000 мм (мы считаем в мм). Берем формулу: кол-во оборотов N =1 000 000мм / d (длина окружности шины).

Тип А. N(a) =1 000 000 / 1952,49 =512,16 оборотов/км
Тип В. N(b) =1 000 000 / 1950,61 =512,66 оборотов/км

Поскольку мы берем кол-во оборотов на километр, то дробные значения особой роли не играют, и мы видим, опять же, совпадающие данные.

Используя данные по количеству оборотов и формулу расчёта относительной дельты, можем узнать разницу в показаниях спидометра и действительной скорости (V).

ΔN(a,b) =((512,16-512,66)/512,16)×100.
ΔN(a,b) = -0,09%.

* Обращаем внимание, если значение отрицательное, то соответственно вычитаем из расчётного значения, если положительное - прибавляем. Но сначала необходимо получить число вместо процентов.

При скорости 60 км/ч. 60×(-0,09%) ≈-0,05;
Тип B. Действительная скорость при 60км/ч V(b) =60-0,05 ≈59,9км/ч.
При скорости 110 км/ч. 110×(-0,09%) ≈-0,1;
Тип В. Действительная скорость при 110км/ч V(b) =110-0,1 ≈109,9км/ч.
* при условии погрешностей показания спидометра - разница отсутствует.

В итоге мы видим, что особой разницы в этих двух (Тип А и Тип В) типоразмерах нет, поэтому производитель и указывает их как заводские разрешенные параметры.

Исходя из этих данных, штатным типоразмером для обычной Весты будет принят 185/65R15 6J ET50. Все дальнейшие сравнения "вариантов" будут производится именно с этим типоразмером.




Тип С. Не штатные, но устанавливаемые на другие модели.

Временно возвращаемся к Весте Кросс. На этих моделях в технической документации указан только один типоразмер колёс: 205/50 R17 6½J(6,5) ET43.
Тип С - Диск 17 дюймов, шириной 6½J (6,5) с вылетом ET 43 и Шина диаметром 17 дюймов, шириной 205мм и высотой профиля 50%.

Сейчас мы будем рассматривать этот вариант, как устанавливаемый не на Кросс-модели, а на обычную Весту. Мне встречались владельцы, которые ставили такие колеса на обычные Весты SW (на обычных седанах не встречал). В этой части мы пропустим разницу в вылетах.

Рассматриваем Тип А (штатный) 185/65R15 и Тип С 205/50R17.

Тип С - диск: 17″×25,4
B(c) =431,8мм
Тип С - профиль шины: 205×50%
H(c) =102,5мм
Тип С - диаметр колеса в сборе: 431,8+102,5×2
D(c) =636,8мм.

Сравниваем диаметры:
Тип А. D(a) =621,5мм
Тип С. D(c) =636,8мм
636,8-621,5 =15,3мм
Клиренс с новым колесом станет выше. 15,3/2 =7,65мм или ≈0,8см.

Считаем длину окружности и дельту между нашими вариантами:
d(c) =3,1415926535×636,8
d(c) =2000,57мм (длина окружности колеса 205/50R17 Тип C)
Δd(a,с) =((d(a)-d(с))/d(a))×100
Δd(a,с) =((1952,49-2000,57)/1952,49)×100
Δd(a,с) = -2,46% (* отрицательное значение, значит штатное меньше).
Длина окружности нового колеса (Тип С) Больше штатного приблизительно на 2,5% - это не критично, но очень близко к пороговому значению.

Количество оборотов нового колеса составит:
N(c) =1 000 000 / 2000,57 ≈499,86 оборотов/км
Разница между данными штатного и нового колеса:
ΔN(a,c) =((512,16-499,86)/512,16)×100.
ΔN(a,c) ≈2,4%.

Разница в показаниях спидометра составит:
При скорости 60 км/ч. 60×2,4% ≈1,5
Тип C. Действительная скорость при 60км/ч V(c) =60+1,5 ≈62км/ч (для колеса 205/50R17).
При скорости 110 км/ч. 110×2,4% ≈2,6
Тип C. Действительная скорость при 110км/ч V(c) =110+2,6 ≈113км/ч (для колеса 205/50R17).

В итоге данного сравнения, можно сказать, что типоразмер 205/50R17, в принципе, можно ставить на обычные Весты. Здесь скорее будут играть Важную роль Три параметра: Ширина диска, Вылет диска и Вес колеса в сборе. Если брать стандартный вылет ЕТ 50, то надо смотреть чтобы колесо ничего не задевало, а если ставить с вылетом как у кросс-Весты (ЕТ 43), то следует понимать, что новое колесо будет больше выступать наружу - поменяется плечо обкатки.

Более подробно по Вылетам и Ширине дисков мы рассмотрим в следующей части, а пока перейдём к ещё одному типоразмеру.




Тип E. "Возможный" типоразмер шины 205/55R16.

Насколько я осведомлён, этот типоразмер нигде в технических документациях для Весты не указывается. Тем не менее - это один из наиболее распространённых типоразмеров, используемых при подборе колёс на Весту обычного типа (Не Кросс).

Рассматриваем Тип А (штатный) 185/65R15 и Тип E 205/55R16.

Тип E - диск: 16″×25,4
B(e) =406,4мм
Тип E - профиль шины: 205×55%
H(e) =112,75мм
Тип E - диаметр колеса в сборе: 406,4+112,75×2
D(e) =631,9мм.

Сравниваем диаметры:
Тип А. D(a) =621,5мм
Тип E. D(e) =631,9мм
631,9-621,5 =10,4мм
Клиренс с новым колесом станет выше. 10,4/2 =5,2мм или ≈0,5см.

Считаем длину окружности и дельту между нашими вариантами:
d(e) =3,1415926535×631,9
d(e) =1985,17мм (длина окружности колеса 205/55R16 Тип E)
Δd(a,e) =((d(a)-d(e))/d(a))×100
Δd(a,e) =((1952,49-1985,17)/1952,49)×100
Δd(a,e) = -1,67% (* отрицательное значение, значит штатное меньше).
Длина окружности нового колеса (Тип E) Больше штатного приблизительно на 1,7% - это вполне допустимо.

Количество оборотов нового колеса составит:
N(e) =1 000 000 / 1985,17 ≈503,74 оборотов/км
Разница между данными штатного и нового колеса:
ΔN(a,e) =((512,16-503,74)/512,16)×100.
ΔN(a,e) ≈1,64%.

Разница в показаниях спидометра составит:
При скорости 60 км/ч. 60×1,64% ≈0,98
Тип E. Действительная скорость при 60км/ч V(e) =60+0,98 ≈61км/ч (для колеса 205/55R16).
При скорости 110 км/ч. 110×1,64% ≈1,8
Тип E. Действительная скорость при 110км/ч V(e) =110+1,8 ≈112км/ч (для колеса 205/55R16).

Результаты данного сравнения, я бы обозначил так:

Типоразмер 205/55R16 вполне подходит для обычной Весты, а по сравнению с типоразмером от Весты-Кросс (205/50R17), является даже более близким к хорошим показателям. Но не стоит забывать, что оба Нештатных размера, рассмотренные нами, предусматривают шины с шириной 205мм, а значит наиболее подходящей шириной дисков здесь является 6,5J. Напомню, что стандартным является - 6J. Да и разница от штатного более чем на 1%, это риск, который владелец должен осознавать, и брать ответственность "на себя".




Веста Кросс. А что выбрать здесь?.

С одной стороны, для Кросс-версий Весты указан только один типоразмер колеса. Но это не значит, что на них невозможно поставить колёса с другой размерностью. Вопрос в большей степени касается того, в какую сторону владелец намерен «пойти»: Увеличить диаметр или уменьшить.

Если у Вас есть желание ставить колёса размерностью 18 дюймов и более, то используя все указанные выше расчёты, Вы можете самостоятельно оценить варианты. Мы же в этой теме "бегло" рассмотрим другой вариант – снижение диаметра на единицу (до 16 дюймов).

Нам уже известны параметры для колёс 205/50R17
D – Диаметр штатного колеса Весты Кросс = 636,8мм
d – длина окружности штатного колеса Весты Кросс = 2000,57мм
N – кол-во оборотов для штатного колеса Весты Кросс = 499,86 оборотов/км.

Используя онлайн-калькуляторы или самостоятельные расчёты, пробуем подобрать новый типоразмер колеса под 16 дюймов.

Сразу скажу – диски 16 дюймов, шириной 6,5J (под ширину шины 205мм) и с вылетом ЕТ 43 в продаже есть. Например, КиК Vesta Cross KC1026 или КиК Vesta Cross KC869.

Нам остаётся подобрать оптимальные типоразмеры шины. При условии, что диски Весты Кросс шире чем у обычной Весты, то используя таблицы подходящих параметров (рассматривалось в теме Подбор и Параметры автомобильных дисков) мы получаем оптимальную ширину шин 195 и 205.

Абсолютно личное мнение. Для покрышек с шириной 195мм, лучше вибирать диски с шириной 6J, НО если профиль выше 55%, то можно оставить диск с шириной 6,5J (стандартный).

Проведя расчёты самостоятельно или при помощи онлайн-калькулятора мы получим, что самыми близкими по параметрам в отношении к штатным для нас будут:

195/60R16 – клиренс увеличится, окружность увеличится, кол-во оборотов колеса уменьшится (реальная скорость будет больше чем на спидометре приблизительно на 0,3км/ч: вместо 60 будет 60,3км/ч). Разница примерно в +1% в отношении штатных данных, что довольно-таки близко к идеалу.

205/55R16 – клиренс уменьшится, окружность уменьшится, кол-во оборотов колеса увеличится (реальная скорость будет меньше чем на спидометре приблизительно на 0,5км/ч: вместо 60 будет 59,5км/ч). Разница составит примерно -1% по отношению к штатным данным.

Подытог.

В данной теме мы рассмотрели варианты по окружности, диаметрам, кол-вам оборотов колеса и разницам в скоростях. Но это далеко НЕ все параметры, которые могут «сыграть роль» при подборе колес. Есть еще важные критерии, которые надо учесть.

Позже мы рассмотрим такой важный параметр как Вылет колеса (ЕТ) и влияние его на плечо контакта, посмотрим для чего нам ещё нужен такой параметр как длина окружности колеса, а также посмотрим в каких случаях из рассмотренных можно сэкономить средства, а в каких наоборот придётся значительно потратиться.

Продолжение в следующей части. Спасибо за Ваше внимание!