Тема: Подбор колёс для Лады Весты. Часть 1: Диаметры

Дата публикации: 18-04-2023
* Все значимые параметры (цены, артикулы, наименования и т.п.) актуальны на момент выпуска публикации.

! ВНИМАНИЕ !

Любые наименования брендов, указанные автором, или размещённые на авторских фотоматериалах в данной статье, НЕ ЯВЛЮЯЮТСЯ рекламой!

Автор НЕ ЯВЛЯЕТСЯ выгодоприобретателем при указании наименований каких-либо брендов, товаров или услуг - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ предпочтения, взятые для приведения наглядных примеров.


Эта страница имеет облегченную турбо-копию для мобильных устройств: Нажмите Здесь для перехода

Я буду отталкиваться от параметров, указанных в технической документации к Ладе Весте 1-го поколения, но в целом тема должна быть полезна и тем, кто ставит колёса диаметром более 17-го. Возможно, полезную информацию найдут и владельцы других марок и моделей автомобилей, поскольку в основе нашей темы лежит именно подбор колёс, а Веста используется только как наглядный пример.

Сразу и окончательно скажу тем, кто интересуется колёсами с дисками 14-го диаметра на Ладу Весту. Несмотря на то, что есть автовладельцы, которые смогли поставить себе такие колёса, я считаю такой диаметр недопустимым. Прошу не обижаться, но такой вопрос я считаю безумством, даже при попытке экономии средств. Подобным автовладельцам рекомендую задуматься об работе таких систем безопасности как ABS и ESP.

С моей точки зрения, за исходную информацию, всегда необходимо брать заводские (штатные, рекомендованные) типоразмеры колёс, указанные в технической документации для конкретной марки и модели автомобиля. Именно эти параметры являются Важными при подборе шин и дисков других (не указанных в технической спецификации) типоразмеров.

Поскольку рассматриваются колёса "в сборе", необходимо понимание из чего состоит общий диаметр колеса - это диаметр диска + два профиля шины, надетой на этот диск. D (диаметр колеса в сборе) = d (диаметр диска) + h×2 (профиль шины два раза).

Диаметр диска (он же посадочный диаметр шины) всегда измеряется Дюймами, но нам нужны миллиметры, поэтому используя нехитрый метод расчёта, переводим дюймы в миллиметры. 1 Дюйм =25,4 мм. Например, 16 Дюймов =16×25,4 d=406,4мм (диаметр 16-ти дюймового диска или посадочной области шины).

Профиль шины - это процентное соотношение от ширины шины. Например, 205/55 - это 55% от 205, или 205×55% h=112,75мм.




Штатные и Допустимые

Для обычной Лады Весты (Седан или SW), в зависимости от комплектации, характерны Два штатных типоразмера: 185/65 R15 или 195/55 R16.

Поскольку самые простые версии выпускаются с типоразмером колёс 185/65R15, то именно это значение я буду принимать как "изначально штатное". Именно с этим типоразмером будут проводиться последующие сравнения.

Используя знания по вычислению общего диаметра колеса, мы получим следующие значения:
Диаметр 15 дюймов =381 мм. Профиль 185/65 =120,25 мм. Диаметр колеса D (185/65 R15) =381+120,25×2 =621,5 (≈622 мм)
Диаметр 16 дюймов =406,4 мм. Профиль 195/55 =107,25 мм. Диаметр колеса D (195/55 R16) =406,4+107,25×2 =620,9 (≈621 мм)

Принято считать, что разница между штатным и "желаемым" диаметром колёс НЕ должна превышать 3-х процентов, иначе это считается НЕбезопасной эксплуатацией. В отрицательную или положительную сторону - роли не играет.

Посмотрим как узнать разницу именно в процентах. Математически это делается очень просто: P (разница в %) =(Б-А)/А×100, где А- первый или "штатный" размер, Б- второй или "желаемый" размер. Так мы узнаём на сколько процентов второй вариант отличается от первого. Отрицательный результат будет обозначать, что Второй вариант Меньше на такой-то %, Положительный - соответственно Больше.

Посчитаем для 185/65-15 (А=621,5) и 195/55-16 (Б=620,9): P =(620,9-621,5)/621,5×100 = -0,096 (≈ -0,1). Значение отрицательное, значит "желаемый" типоразмер Меньше "штатного" на 0,1%

Мы не станем останавливаться на диаметре, а посмотрим еще пару интересных значений. Пока только для двух штатных типоразмеров.

Зная диаметр колеса, можно вычислить его длину окружности. Для этого используется формула: С (Длина окружности) = π (число Пи =3,14) ×D (Диаметр колеса).

Посмотрим, чему будет равна длина окружности для каждого из наших типоразмеров:
для 185/65-15. C =π×621,5 =1951,51 (≈1952 мм)
для 195/55-16. C =π×620,9 =1949,63 (≈1950 мм)

Вычислим следующий интересный параметр – кол-во оборотов на километр. Учитываем, что: 1 км = 1 000 метров или 100 000 см или 1 000 000 мм (мы считаем в мм). Берем формулу: кол-во оборотов N =1 000 000 мм / C (длина окружности колеса).

Считаем:
для 185/65-15. N =1 000 000 / 1951,51 =512,4 (≈512 об/км)
для 195/55-16. N =1 000 000 / 1949,63 =512,9 (≈513 об/км)

Используя уже известную нам формулу "разницы в %" (P), можем узнать насколько изменятся показания спидометра V.

Сначала разница по оборотам колёс P =(512,9-512,4)/512,4×100 =0,09 (≈ 0,1%)

⚹ Обращаем внимание, на один нюанс! Если "сравниваемое" колесо (здесь 195/55-16) имеет Большее кол-во оборотов чем "штатное" (здесь 185/65-15), то при расчётах скорости следует ВЫЧИТАТЬ значение, и, соответственно, если кол-во оборотов Меньше - значит ПРИБАВИТЬ.

Для 195/55-16 разница показаний спидометра составит:
60 км/ч. 60×0,1%=0,06; У нас оборотов на км больше - значит Вычитаем.
Действительная скорость при 60км/ч V =60-0,06 ≈59,9км/ч.
110 км/ч. 110×0,1%=0,11.
Действительная скорость при 110км/ч V =110-0,11 ≈109,9км/ч.

Как видим, разница между 185/65-15 и 195/55-16 практически отсутствует. Поверьте, это даже рассматривать как разницу Не следует. Поэтому автопроизводитель допускает использование обоих типоразмеров на обычной Ладе Весте. Конечно, это НЕ значит, что можно использовать разные колёса на разных осях автомобиля, но если поменять комплект 4 колеса 185/65-15 на комплект 4 колеса 195/55-16 (или наоборот), Вы никакой разницы в показаниях спидометрового оборудования не ощутите.




Нештатные, но устанавливаемые на другие модели

Один из нештатных, но вполне допустимых типоразмеров является 205/50R17. Этот типоразмер устанавливается на Весту Cross. Также этот типоразмер часто интересен и владельцам обычной Весты.

Важное Замечание!

Устанавливать колёса именно от Весты Cross на обычные Седаны или SW - НЕЛЬЗЯ!!! Это связано с большой разницей в вылете дисков (ET 43 Cross против ET 50 обычной Весты).

Интересующимся скажу сразу - да 205/50-17 можно поставить и на обычную Весту, но при условии правильного выбора вылета диска.

Мы в данный момент не рассматриваем разницу в вылетах дисков, мы рассматриваем именно диаметры окружности колёс, поэтому сравним "штатный 185/65-15" и "нештатный 205/50-17".

Диаметр 17 дюймов =431,8 мм. Профиль 205/50 =102,5 мм. Диаметр колеса D (205/50 R17) =431,8+102,5×2 =636,8 (≈637 мм)

Разница в %: P =(636,8-621,5)/621,5×100 =2,46 (≈ 2,5%). Значение Положительное - значит новый типоразмер больше "штатного" на 2,5%

Длина окружности 205/50R17: C =π×636,8 =1999,55 (≈2000 мм)

Оборотов на километр 205/50R17: N =1 000 000 / 1999,55 =500,1 (≈500 об/км)

Разница между оборотами колёс %: P =(500,1-512,4)/512,4×100 = -2,4%. На отрицательное значение здесь внимание не обращаем - нам и так ясно, что "новый размер" имеет меньшее кол-во оборотов на км.

Для 205/50-17 разница показаний спидометра составит:
60 км/ч. 60×2,4%=1,44; У нас оборотов на км меньше - значит прибавляем.
Действительная скорость при 60км/ч V =60+1,44 ≈61,4км/ч.
110 км/ч. 110×2,4%=2,64.
Действительная скорость при 110км/ч V =110+2,64 ≈112,6км/ч.

В данном случае разница между 185/65-15 и 205/50-17 уже является существенной, Но всё-таки не выходит за предельные 3%, поэтому "новый размер" является вполне допустимым к использованию. Повторюсь - главное правильно подобрать вылет диска, но об этом не в этой теме.




"Возможный" типоразмер шины 205/55R16

Насколько я осведомлён, этот типоразмер нигде в технических документациях для Весты не указывается. Тем не менее - это один из наиболее распространённых типоразмеров, используемых при подборе колёс на Ладе Весте. Причём, при условии соблюдения вылетов, этот типоразмер одинаково рассматривается как на обычную Весту так и на Cross-версии.

Начнём. Сравнение 185/65-15 и 205/55-16.

Диаметр 16 дюймов =406,4 мм. Профиль 205/55 =112,75 мм. Диаметр колеса D (205/55 R16) =406,4+112,75×2 =631,9 (≈632 мм)

Разница в %: P =(631,9-621,5)/621,5×100 =1,67 (≈ 1,7%). Значение Положительное - значит новый типоразмер больше "штатного" на 1,7%

Длина окружности 205/55R16: C =π×631,9 =1984,17 (≈1984 мм)

Оборотов на километр 205/55R16: N =1 000 000 / 1984,17 =503,9 (≈504 об/км)

Разница между оборотами колёс %: P =(503,9-512,4)/512,4×100 = -1,7%. На отрицательное значение здесь внимание не обращаем - нам и так ясно, что "новый размер" имеет меньшее кол-во оборотов на км.

Для 205/55-16 разница показаний спидометра составит:
60 км/ч. 60×1,7%=1,02; У нас оборотов на км меньше - значит прибавляем.
Действительная скорость при 60км/ч V =60+1,02 ≈61 км/ч.
110 км/ч. 110×1,7%=1,87.
Действительная скорость при 110км/ч V =110+1,87 ≈112 км/ч.

В этом варианте разница между 185/65-15 и 205/55-16 не превышает 2%, а значит является вполне допустимой заменой. Более того, в действительности этот вариант обычно рассматривается владельцами типоразмера 195/55-16, поскольку является более выгодной альтернативой, но по финансовым вопросам в этой теме мы тоже говорить не будем.




Веста Cross. А что здесь?

С одной стороны, для Кросс-версий Весты указан только один типоразмер колеса. Но это не значит, что на них невозможно поставить колёса с другой размерностью. Вопрос в большей степени касается того, в какую сторону владелец намерен "пойти": Увеличить диаметр или уменьшить.

Если у Вас есть желание ставить колёса размерностью 18 дюймов и более, то используя все указанные выше расчёты, Вы можете самостоятельно оценить варианты. Мы же в этой теме "бегло" рассмотрим другой вариант – снижение диаметра на единицу (до 16 дюймов), до того самого типоразмера 205/55-16.

По предыдущим расчётам нам известны параметры обоих типоразмеров.
Диаметр колеса 205/50-17 =636,8 мм;
Диаметр колеса 205/55-16 =631,9 мм;
Длина окружности колеса 205/50-17 =1999,55 мм;
Длина окружности колеса 205/55-16 =1984,17 мм;
Оборотов на км для 205/50-17 =500,1 об/км;
Оборотов на км для 205/55-16 =503,9 об/км;

Процентная разница в диаметрах, при условии, что 205/50-17 для Cross является "штатным", составит: P =(631,9-636,8)/636,8×100 = -0,76 (≈ -0,8%). Значение Отрицательное - значит новый 205-55-16 меньше "штатного 205/50-17" на 0,8%

Процентная разница в оборотах колеса на километр, при условии, что 205/50-17 для Cross является "штатным", составит: P =(503,9-500,1)/500,1×100 = 0,75 (≈ 0,8%).

В этом случае разница показаний спидометра составит:
60 км/ч. 60×0,8%=0,48; У нас на новом оборотов на км Больше - значит Вычитаем.
Действительная скорость при 60км/ч V =60-0,48 ≈59,5 км/ч.
110 км/ч. 110×0,8%=0,88.
Действительная скорость при 110км/ч V =110-0,88 ≈109,1 км/ч.

Поскольку разница между этими типоразмерами составляет Менее 1%, то этот вариант для Весты Cross является очень даже подходящим. Более того, спидометры Cross-версий "врут" настолько, что инженеры ВАЗа не придумали ничего лучше, как прописать несоответствующую реальности длину окружности колеса. Если установить на Cross колёса 205/55-16 и перепрописать длину окружности - спидометровое оборудование начинает работать почти идеально с разницей в 2-3 км/ч. Но всё это в других темах.

Подытог

В данной теме мы рассмотрели варианты по окружности, диаметрам, кол-вам оборотов колеса и разницам в скоростях. Но это далеко НЕ все параметры, которые могут "сыграть роль" при подборе колес. Есть еще важные критерии, которые надо учесть.

В других частях мы рассмотрим такой важный параметр как Вылет колеса (ЕТ) и влияние его на плечо контакта, посмотрим для чего нам ещё нужен такой параметр как длина окружности колеса, а также посмотрим в каких случаях из рассмотренных можно сэкономить средства, а в каких наоборот придётся значительно потратиться.

Спасибо за Ваше внимание!