Тема: Автопомощь. Подбор и Параметры автомобильных дисков

Дата публикации: 14-03-2023
* Все значимые параметры (цены, артикулы, наименования и т.п.) актуальны на момент выпуска публикации.

! ВНИМАНИЕ !

Любые наименования брендов, указанные автором, или размещённые на авторских фотоматериалах в данной статье, НЕ ЯВЛЮЯЮТСЯ рекламой!

Автор НЕ ЯВЛЯЕТСЯ выгодоприобретателем при указании наименований каких-либо брендов, товаров или услуг - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ предпочтения, взятые для приведения наглядных примеров.


Эта страница имеет облегченную турбо-копию для мобильных устройств: Нажмите Здесь для перехода

Автомобильный колёсный диск – вещь, на первый взгляд, достаточно простая и при выборе всегда удостаивается особого внимания только по трём параметрам: А. Диаметр диска, Б. Тип диска (штампованный, литой, кованный), В. "в случае, если диск литой или кованный" - выбор "Рисунка" спиц диска. Остальные параметры большинством автовладельцев "отдаются на подбор" продавцу или сайтам, где можно просто указать марку и модель автомобиля.

Как и к любой детали автомобиля, к колёсным дискам нельзя относиться так легкомысленно – они имеют ряд очень важных параметров, которые нельзя игнорировать.

Всего важных параметров, которые Вы можете сразу определить при подборе диска –Пять, плюс Два параметра, которые, к сожалению, практически невозможно найти на сайтах, да и многие продавцы сами не знают эту информацию – это максимально допустимая нагрузка на диск (многие не знают, что такое есть) и Вес диска. Рассматривать будем по порядку.


Основа подбора

Существует три критерия на которые надо обратить внимание при выборе и изменении автомобильных колёс:
-1. Диски и Шины автомобилей измеряются ДИАМЕТРАМИ. Разговорное – "радиус" является не правильным определением;
-2. Оба элемента автомобильного колеса в сборе – Шина и Диск абсолютно прямо взаимосвязаны такими параметрами как Диаметр и Ширина;
-3. Колесо в сборе не должно превышать длину окружности "заводского размера колеса" более чем на Три процента – это опасно. Под выражением "Заводской размер колеса" подразумевается размерность, указанная производителем автомобиля для шин и дисков как Рекомендованная.

Далее перейдём к тем самым важным параметрам подбора.

Параметр 1. Диаметр диска (D)

Диаметром диска является его внутренняя окружность по посадочной области, на которую устанавливается шина. Если интересно, то данное место на диске называется "полкой". Так вот если провести через центр окружности диска прямую, то длина от одного края "полки" до другого (грубо, сверху вниз) будет диаметром диска.

Если у нас уже имеются в наличии хорошие шины, которые мы хотим продолжить эксплуатировать, то диаметр диска надо абсолютно точно подбирать по диаметру этих шин. Если же мы хотим изменить диаметр диска, то должны понимать, что шины нам придется подбирать по диаметру, подходящему под новый диск. Никаких отклонений в данном случае допускать НЕЛЬЗЯ – только один-в-один. Пример, если диск имеет диаметр 16, то и шина должна иметь соответствующий 16-й диаметр, тоже самое действует и наоборот.

Очень рискованно уменьшать диаметр диска ниже штатного (рекомендуемого) автопроизводителем. Здесь всё просто - или диск не встанет на место из-за тормозных механизмов, или будет настолько близок к ним, что не будет должного пространства для охлаждения тех же тормозных механизмов. Но в некоторых ситуациях такой "обратный стайлинг" возможен.

Сильно превышать заводские параметры также не рекомендуется. Во-первых, наиболее вероятно придется сильно снижать профиль новой шины, чтобы увеличенное в окружности колесо в сборе не задевало элементы кузова и подвески. Во-вторых, с увеличением диаметра диска, мы увеличиваем его вес, а значит увеличиваем нагрузку на подвеску, при этом уменьшение профиля шины никак нам не поможет.

Обычно не существует проблем при увеличении диаметра диска на Единицу (максимум Две) от штатного рекомендуемого размера. Грубо говоря, если штатные у нас 15-е колёса, то 16-е (плюс Единица) обычно могут даже допускаться самим производителем, но опять же со снижением профиля, а вот уже 17-е (плюс Два) с наибольшей вероятностью потребуют установки шин с очень заниженным профилем, что будет значительно отражаться на комфорте.

Исключительно личное мнение. Да, я понимаю, что большие диски на низкопрофильной резине красиво смотрятся и придают более впечатляющий вид автомобилю, НО, господа, посмотрите на это внимательнее в целом. Когда у вас стоят штатные тормозные механизмы, которые были еще на "15-х дисках", а вы ставите себе, например, "18-е диски" – то на самом деле весь вид портится. Мне лично даже на семейной Весте Кросс с "17-ми дисками" стандартные тормозные диски кажутся маленькими и несуразными по размерам.


Параметр 2. Ширина диска (B)

Второй взаимосвязанный с шинами параметр автомобильных дисков. Указан в виде индекса, т.е. не прямого значения, например, в виде 5J, 6J, 7J и т.п. Дробные значения могут обозначаться в виде десятичных или обычных дробей, например, 6,5J или 6 ½J. Если не углубляться в изучения, то нас интересует именно цифра – это и есть ширина в дюймах (1 дюйм примерно =2,54см). Буква J – это закодированное обозначение особенностей закраины обода диска (тип угла, высота закраины и т.п.) – но именно на этом можно не зацикливаться. В нашей теме достаточно знать, что основными видами для легковых автомобилей является кромка вида J, а для внедорожников с высокопрофильными шинами- JJ.

Ширина диска также измеряется по внутренней посадочной области – от края левой "полки" до края правой "полки". Здесь, в отличии от диаметра, при подборе шин и дисков есть допустимые величины ОТ и ДО. Посмотреть возможные варианты можно в таблицах.

Однако здесь может возникнуть "засада" с выбором. Многие таблицы в сети интернет или "трудночитаемы", или содержат информацию, которая на наш взгляд только мешает оптимальному подбору. Например, в этих таблицах можно встретить значения допускаемой минимальной и максимальной ширины шины – это опасные величины, поскольку в таких случаях появляется риск разбортировки колеса (шина в повороте или в яме может слететь с диска), да и для самих шин это не лучший вариант, поскольку их внутренний обод либо находится в максимально сжатом состоянии, либо в расширенном.

Для посетителей и друзей нашего сайта мы постарались собрать именно оптимальную информацию. Мы предоставляем табличку с двумя параметрами Допустимо и Рекомендовано.

Существует много мнений по поводу какой ширины и в какой сезон подбирать шины. Но стоит помнить, что в таких случаях обращать внимание на ширину дисков надо тоже – если под разную ширину шин подойдут одни и те же диски - хорошо, если же нет, или встают в предельные значение, то для безопасности диски надо подобрать с подходящей шириной.




Параметр 3. Крепление диска или "сверловка" (PCD)

Этот параметр содержит в себе сразу Два значения:
-А. Кол-во отверстий (штук) для соединения диска со ступицей автомобиля;
-Б. Диаметр окружности на которой расположены эти отверстия (PCD) – измеряется миллиметрами.

Но читать их отдельно при подборе колёсных дисков категорически нельзя - в общем этот параметр можно считать, как единое целое, поэтому он и указывается в виде А х Б (это не умножение одного на другое). Примеры: 4х100; 5х112; 6х127 и т.п.

Этот параметр в гражданском использовании НЕЛЬЗЯ менять НИКОГДА. Всё просто – ступица автомобиля в штатном исполнении, даже если по какой-то причине вы её поменяете, останется с точно таким же, как и ранее креплением. ** За исключением установки ступицы НЕ штатного вида с другими креплениями. При этом, бывают случаи, когда на одну и туже ступицу можно поставить тормозной диск большего диаметра – тогда при выборе колёсного диска сама "сверловка PCD" остается такой же, а вот диаметр диска надо внимательно подбирать.

В целом нам необходимо просто найти информацию от автопроизводителя и строго соответствовать этому параметру при выборе дисков – ничего сложного.

Отклоняться от этого параметра даже при одинаковом кол-ве креплений НЕЛЬЗЯ. Например, если у нас на Вестах, Солярисах, Рио "разболтовка" 4х100, то даже 4х98 нам НЕ подойдут (хотя разница "шага" всего-то 2 мм).


Параметр 4. Диаметр центрального отверстия (DIA или ЦО)

Обычно обозначается или аббревиатурой DIA, или, чаще, маленькой буквой d. В интернет-магазинах обычно указано как ЦО.

Это отверстие колёсного диска обычно закрывается колпачком (чаще с эмблемой модели автомобиля). При этом многие автовладельцы игнорируют колпачки при использовании штампованных дисков – это зря, поскольку колпачок закрывает ступичную гайку от прямого попадания грязи.

Данный параметр колёсных дисков, не столько однозначен в точности как PCD, но всё же имеет при выборе некоторые ограничения, на которые надо обращать внимание.

Для начала стоит понимать, что на любой ступице есть центральное внешнее кольцо, на которое надевается как тормозной, так и колёсный диск. Это сделано для нормальной центровки диска на ступице, поскольку абсолютной точности креплениями (болтами, гайками) добиться невозможно. Соответственно, чем точнее подобран этот параметр на колёсном диске, тем точнее диск будет отцентрован на ступице.

Тем не менее иногда допускается использовать диски с немного большим диаметром центрального ступичного отверстия чем на самой ступице, НО при обязательном использовании специальных колец, которые компенсируют эту разницу.

Также бывают диски, производители которых заранее указывают диапазон размеров DIA (ЦО), но в таком случае диск комплектуется как раз теми самыми проставочными колечками для посадки на ступицу.

Ставить колёсные диски с центральным отверстием меньше чем на ступице – категорически запрещено. "Дуракам", конечно, это не правило, но они естественным отбором отбраковываются в таких ситуациях.

Бегать с линейкой и "штангелем" в данной ситуации тоже не надо. Также просто смотрим в технических характеристиках по автомобилю от производителя и согласно этим данным выполняем условие подбора колёсных дисков.

Ещё раз повторюсь – идеальным вариантом является абсолютно точное совпадение указанных диаметров ЦО (DIA) по характеристикам автопроизводителя и на колёсном диске.




Параметр 5. Вылет (ET)

Я специально поставил этот параметр После ЦО, хотя обычно продавцами он указан после значений PCD.

Дело в том, что автопроизводителями НЕ рекомендуется использовать диски с неподходящими вылетами, НО на самом деле такая практика вполне успешно существует среди автолюбителей и если не переусердствовать, то иногда можно "отойти" от технических значений, предусмотренных для автомобиля, в разумных пределах.

Для начала разбираемся в самом параметре "Вылет".

У любого автомобильного диска, есть центральная ось, проходящая чётко по середине его ширины. Также есть "привалочная плоскость" - это внутренняя часть диска с центральным отверстием и "разболтовкой", которая тесно соприкасается с центральной поверхностью тормозного диска автомобиля (той частью, которая не участвует в процессе торможения).

Если "привалочная область" диска точно проходит вдоль оси диска, то такой вылет является "нулевым" (ET 0).

Если "привалочная область" ближе к его внешней части (ближе к спицам) относительно оси, то такой вылет является "положительным" (например, ЕТ 50).

Если "привалочная область" диска ближе к внутренней части, т.е. ближе к ободу диска, который находится со стороны подвески автомобиля, то такой вылет является "отрицательным" (например, ЕТ -20).

Вылеты дисков играют огромную роль, поэтому если даже есть возможность "поиграть" с его видами, то в совершенно небольшом диапазоне от штатного, установленного техническими характеристиками автомобиля. НО обязательно учитывая, что диск НЕ должен соприкасаться с элементами тормозов, подвески и кузовными деталями.

Некоторые автолюбители изменяют "вылет" из-за установки более широких, чем предусмотрено производителем, дисков и шин, но это не всегда является необходимостью. Также, изменением "вылета" некоторые добиваются расширения "колейности автомобиля" (ширина между серединами колёс по протектору, находящихся на одной оси автомобиля). Иногда вылет меняют из-за расширения колёсных арок (в том числе и пластиковым обвесом), чтобы колёса смотрелись не как "утопленные в арках", а в обычном виде - "по корпусу автомобиля". Ну и куда же без "диких тюнеров", которые любят просто так "вытащить" колёса наружу – за пределы кузовных элементов – эти с "вылетом" дисков творят "что в голову взбредёт".

В любом случае, изменение "вылета" очень сильно влияет на элементы подвески и общее "поведение" автомобиля на дороге, поэтому "баловаться" с этим параметром дисков очень и очень НЕ рекомендуется.

Рекомендуемый автопроизводителем Вылет для колёсных дисков также можно найти в технических характеристиках автомобиля.




Параметр +1 (или 6-й). Максимально допустимая нагрузка (WLC)

Не скажу за всех производителей, но основные и именитые по рынку наносят на внутренней части диска (на широкой части в нише диска, или на внутренней части спиц) очень много полезной информации. Здесь наносится и типоразмер диска (диаметр, ширина и вылет), и маркировка в виде страны производства, даты производства, а также и выдерживаемая диском нагрузка в кг.

Вот представьте себе - такое значение есть не только для шин, а даже и для дисков.

По своей сути этот параметр является ПОЧТИ тем же значением что и для шин, но по факту больше рассчитан на статическую нагрузку, т.е. не зависим от скоростных режимов и погодных условий – играет роль только вес транспортного средства.

Пусть немного грубо, но всё же просчитать минимальное подходящее под свой автомобиль значение очень просто. При условии возможности кратковременного увеличения нагрузки, необходимо просто Умножить максимально допустимый вес автомобиля на 30%. Пример: 1270 × 30% =381кг. нагрузки - это минимальное значение, допустимое для Ваших дисков. Если максимальная допустимая нагрузка для диска выше полученного в расчёте значения, то диск нам подходит.

Чаще всего производители "закладывают" запас нагрузки в зависимости от диаметра производимых дисков, исходя из средних данных по авторынку. НО никогда не будет лишним, при выборе дисков, знать даже такой параметр.


Параметр +2 (или 7-й). Вес диска

Очень редко можно найти диски, на которых указан их вес. Хотя это интересный параметр, который многим хотелось бы знать, ведь вес дисков действительно играет роль для многих характеристик (расход топлива, нагрузка на подвеску, разгонная динамика и т.п. – вдаваться в подробности мы не станем - об этом в интернете есть очень много информации).

Во многом вес диска зависит от его типа. Если сравнивать диски с абсолютно одинаковыми размерами по диаметру и ширине, то можно распределить их следующим образом: - Стальные "штамповки" считаются самыми тяжелыми; Литые – легче; Кованные считаются самыми легкими (но и самыми дорогими).

Однако, всё не настолько однозначно. В зависимости от используемых материалов при выплавке, а также в зависимости от количества и толщины спиц, могут встречаться литые диски, равные (или незначительно легче) по весу "штампованным".

Также, по моему мнению, абсурдно смотреть вес дисков по каким-то таблицам, исходя только из их диаметра и ширины, поскольку все диски разные и по структуре, и по выплавке.

Если на внутренней части диска нанесена маркировка с указанием веса диска, то честь и хвала производителю, если же нет – то остается только попытаться найти эту информацию в интернете, начиная с официальных сайтов производителей, хотя и там можно ничего не найти по этой тематике.

Тем не менее есть одно важное замечание в этом направлении.

Не всегда более легкий диск – это хорошо. Возможно такой диск будет рассчитан на меньшие допустимые нагрузки, или еще хуже окажется более мягким и "хрупким". Может быть в данном случае, те самые "усреднённые" таблицы по весу дисков как раз и пригодятся, например, если в среднем считается, что литой диск (16 6,5j) должен весить около 9 кг, а мы видим такой же литой с теми же параметрами, но весящий 7 кг, то это ещё не повод радостно их "хватать" - возможно они более "хрупкие" или рассчитаны на менее тяжёлые транспортные средства.




В заключение.

Старайтесь не "отходить" от заводских рекомендаций автопроизводителя. Но если Вам всё-таки захотелось колёса побольше, уделите этому побольше времени, пересмотрите разные варианты, попробуйте найти больше полной информации о понравившихся дисках и шинах, уделите внимание общим размерам колеса в сборе.

Не бойтесь потерять время при выборе – ведь это Ваша безопасность в первую очередь.

Спасибо за Ваше внимание!