Тема: Автопомощь. Подбор и индексы автомобильных шин

Дата публикации: 17-02-2023
* Все значимые параметры (цены, артикулы, наименования и т.п.) актуальны на момент выпуска публикации.

! ВНИМАНИЕ !

Любые наименования брендов, указанные автором, или размещённые на авторских фотоматериалах в данной статье, НЕ ЯВЛЮЯЮТСЯ рекламой!

Автор НЕ ЯВЛЯЕТСЯ выгодоприобретателем при указании наименований каких-либо брендов, товаров или услуг - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ предпочтения, взятые для приведения наглядных примеров.


Эта страница имеет облегченную турбо-копию для мобильных устройств: Нажмите Здесь для перехода

Многие автомобилисты при покупке автомобильных шин слишком доверчиво относятся к отзывам и рекомендациям посторонних и незнакомых лиц. Между тем подобные рекомендации обычно ограничены нахваливанием бренда, стоимости и износостойкости по пробегу, а вот насколько по маркировкам именно эти шины подойдут для личного авто никто не думает.

Необходимо хотя бы минимально понимать какие шины приобретаются в личное использование. Для этого производители наносят на боковины покрышек массу полезной информации, которая нужна прежде всего именно покупателю, а не продавцу.

Итак, я буду рассматривать "чтение" маркировки и выбор шин, исходя из определенной последовательности, которой пользуюсь сам. Вы можете самостоятельно выделить для себя наиболее важные значения или поменять последовательность - это не критично. Поехали!


1. Сезонность покрышек.

Выбор шины в зависимости от климатических условий эксплуатации является действительно первым и важным значением в подборе. Здесь всё просто - существует три основных типа: летние, зимние и "всесезонные".

Летние шины способны переносить теплые и горячие (до определенных температур) климатические условия. Достигается это более жесткой резиной. На летних покрышках рисунок протектора рассчитан на сухой или мокрый асфальт за счёт дренажных водоотводящих канавок. Маркировка обозначения сезона на таких покрышках обычно отсутствует, но в редких случаях можно увидеть значок "солнышко". При наличии индекса "M+S" (Mud+Snow, Грязь+Снег), такую резину возможно использовать в условиях межсезонья, когда возникает снежная слякоть, а температура колеблется за сутки между отрицательными и положительными значениями. Принято считать, что летние покрышки рекомендовано использовать при средних суточных температурах не ниже +5℃.

Зимние шины имеют прямо противоположные значения. Эти покрышки мягче, для того чтобы резина не дубела при отрицательных температурах. Протектор зимних шин больше рассчитан на "зацеп" с заснеженной или обледеневшей поверхностью. Маркировка у зимних шин есть - обычно это значки в виде "снежинки" или "снежинка+горка", а также они могут иметь на боковой части надпись "Winter". На зимних шинах тоже можно увидеть индекс "M+S" - такая шина также будет лучше в период межсезонья (около нулевых температур). Эксплуатировать зимнюю шину при температурах свыше +7℃ опасно, поскольку эти покрышки при теплых температурах становятся ОЧЕНЬ мягкими и теряют свои качества. Зимние шины также разделяются между собой на шипованные и фрикционные (липучка) - что из этого лучше, каждый волен выбирать себе сам.

"Всесезонные" шины - это некое промежуточное строение покрышки и протектора между летним и зимним вариантом, рассчитанное на исключительно умеренные климатические условия. Причём в большей степени - это именно летняя шина. У данного вида покрышек есть масса недостатков по отношению к сезонным шинам. В отличии от летних - эти покрышки уже при +25℃ теряют свои качества по жёсткости, а в отличии от зимних - начинают дубеть уже при -10℃, соответственно, показывая худшие качества торможения и сцепления при этих условиях, нежели их сезонные "конкуренты". Чаще всего такие покрышки указаны или тремя подряд нанесёнными пиктограммами ("солнышко", "дождик", "снежинка") или же имеют одну из надписей: "AllWeather", "AllSeason".




2. Типоразмеры покрышек.

Типоразмер покрышки - это её физические величины: ширина, высота-профиль и диаметр. Наносится на боковую часть шины в виде длинной и широкой (заметной) цифровой надписи. Например, 185/65R15, 205/55 R16 и т.п. Очень Важный и Нужный параметр.

При выборе размерности покрышек, необходимо знать какие варианты Рекомендует или Допускает использовать автопроизводитель конкретно под данную марку и модель автомобиля.

Иногда автовладельцы ставят колёса с типоразмером отличимым от рекомендаций и допусков. Будьте внимательны, при таких условиях ни автопроизводитель, ни производитель покрышек никакой ответственности за качество и безопасность использования НЕ несут.

Первый блок цифр типоразмера, разделённый дробной чертой, является прямо взаимосвязанным и обозначает Ширину протектора и Высоту профиля автопокрышки.

Шириной шины является расстояние от одной стороны края зоны протектора до другой. Измеряется в миллиметрах. Обратите внимание - это НЕ ширина пятна контакта и НЕ ширина покрышки по краям боковин. Очень многие ошибаются в этом значении.

Высота профиля - это расстояние от плеча протектора (без износа) до внутреннего обода шины (до бортовой зоны). Профиль напрямую зависит от ширины, поскольку является процентным отношением от ширины.

Пример: 205/55 обозначает, что это покрышка с шириной протектора 205 мм и высотой профиля 55% от 205 мм, или 205×55% ≈113 мм.


Буква "R" между блоками цифр обозначает тип строения каркаса-основы покрышки. "R" (радиальное строение каркаса) - это тип наложения нитей для основы шины. Во многих случаях на покрышке можно найти полную надпись "RADIAL".

Последняя цифра в типоразмере - это Диаметр внутреннего обода шины. Внимание! НЕ наружного, А ИМЕННО внутреннего - это очень важно, поскольку напрямую зависит от диаметра колёсного диска. Например, если у нас диски 15-диаметра, то шины мы можем подбирать исключительно соответствующего диаметра -15.

Думаю, уже многие знают, что это не радиус (как раз из-за буквы R возникает такая ошибка в чтении). Просто надо запомнить самое простое правило: "шины и диски автомобилей измеряются Диаметрами в Дюймах". Причем на Шинах указан Внутренний диаметр, а вот на дисках Внешний и оба являют собой показатели именно Посадочного диаметра.

Вообще тема подбора типоразмеров шин и дисков очень тесно взаимосвязана. Например, выбираемая ширина шин зависит от ширины диска или наоборот при выборе ширины диска надо учитывать какой ширины мы используем покрышки.




3. Индексы Нагрузки и Скоростного предела.

Следующий составной индекс, наносимый на боковую часть покрышки, сразу за типоразмером. Является указанием по максимально допустимой скорости при максимальной допустимой нагрузке на одну шину. По какой-то непонятной причине, часто игнорируется покупателями покрышек, а между прочим, напрямую связан и с безопасностью, и с прочностью шины.

Маркировка наносится в виде совмещенного цифробуквенного индекса, поскольку прямо зависит от обоих показателей. Выглядит примерно так: "87V", "91T", "94V" (это не все варианты). Информация об показателях, скрытых за этим индексом, читается по специальным таблицам.

Цифровая часть индекса отвечает за показатель максимально допустимой нагрузки на одну шину. Чаще всего, даже те, кто смотрит на эти индексы, допускают огромнейшую ошибку, просто умножая показатель из таблицы на 4 колеса и сравнивая с весом автомобиля или наоборот, делят вес автомобиля на 4 колеса, и видя, что показатель выше, думают, что подойдет с запасом - так "читать" этот индекс НЕЛЬЗЯ! В движении нагрузка на колёса может распределяться неравномерно и в какой-то момент одно или два из четырёх колёс будут получать Возросшую нагрузку. Так вот если Вы просто поделили массу на 4, то вы как раз НЕ учли эту возникающую нагрузку.

Чтобы рассчитать нагрузку правильно, необходимо произвести небольшой расчёт. Надо знать максимальную допустимую массу своего ТС. К этой цифре прибавить ещё 35% от неё, и только тогда разделить на 4 колеса. Проведя подобный расчёт Вы с 90% вероятностью увидите совпадение с рекомендациями автопроизводителя (если они есть) по рекомендуемым шинам, или же точно узнаете минимально подходящие Вам варианты.

Пример: Максимально допустимая масса Весты Седан по данным автопроизводителя составляет 1670кг (данные есть в карточке СТС автомобиля, которую мы получаем с гос.номером). 35% от 1670 =584,5. Складываем 1670+584,5 =2254,5. А вот теперь делим на 4 колеса: 2254,5/4 =563,6 (округляем вверх до целого числа =564 кг на колесо). Вот уже с этим параметром мы ищем подходящий индекс. ВСЕГДА смотрим индекс, который или Абсолютно равен полученному результату, или выше. В нашем случае - подходящий Минимальный индекс нагрузки -"89".

Иногда на шинах максимально допустимая нагрузка указывается не только индексом, но и дублируется надписью. Например, MAXLOAD 560кг. В данном случае ничего пересчитывать по таблицам не надо - следует учитывать именно эту надпись.

Буквенная часть индекса отвечает за показатель максимально допустимой скорости, выдерживаемой покрышкой при максимальной воздействующей на неё нагрузке. НО даже при минимальных нагрузках производители покрышек НЕ рекомендуют превышать установленный для шины показатель.

* В указанной ниже таблице-расшифровок индексов, мы учли только самые распространенные показатели для автомобилей.


Несмотря на кажущуюся простоту индекса скорости, в нём есть один интересный нюанс - прочность. Совершенно верно можно считать, что покрышка с одинаковой выдерживаемой нагрузкой, но наибольшим индексом скорости будет прочнее. Но, такие покрышки считаются и более жесткими, а значит менее комфортными для некоторых автолюбителей. Например, шина 205/55R16 91H (до 210км/ч) будет менее прочной по отношению к 205/55R16 91V (до 240км/ч), но последняя будет более жёсткой. В какой-то степени прочность влияет и на износостойкость, но только при условии, когда рассматриваются две абсолютно одинаковых покрышки - это Важно!

Кто-то считает, что это маркетинг - увы НЕТ, это действительно разные составы смесей, используемых при создании шины, а значит действительно разные по составу покрышки. Проверка "на выносливость" происходит на специальном барабане, где шину под имитируемой определенной нагрузкой "разгоняют" до некоторых минимальных значений, а потом начинают постепенно с определенной периодичностью увеличивать скорость. В тот момент, когда покрышка начинает показывать плохие сцепные свойства или начинает разрушаться, эксперимент прекращается и выносится заключение об допустимой максимальной скорости и нагрузке.

Ни один из показателей индексов нагрузки Не должен быть ниже допустимых автопроизводителем, а вот выше - пожалуйста, хоть до максимальных значений, но там уже финансовый вопрос "потяжелее".




4. Протектор шины.

Для того чтобы понять, как протектор относится к теме индексации и маркировки покрышек, необходимо небольшое знание видов, на которые делятся шины по протекторам. При этом здесь не играет роли зимняя или летняя покрышка перед нами.

Во-первых, у каждой шины есть ОСЬ СИММЕТРИИ - это середина ширины покрышки. Данная ось не может смещаться влево или вправо - она всегда расположена по центру ширины.

Во-вторых, абсолютно все покрышки делятся на четыре вида в зависимости от "рисунка" протектора по отношению к этой самой оси симметрии:
1. Симметричный направленный протектор - Абсолютно одинаково выглядит и расположен с обеих сторон от симметрии шины, при этом общий узор протектора образует рисунок похожий на букву V. Грубо говоря - рисунок АБСОЛЮТНО ЗЕРКАЛЕН по оси симметрии;
2. Симметричный НЕнаправленный протектор - Здесь немного сложнее. Обычно это также одинаковый узор, НО размещен он как бы в перевернутом виде в отношении к каждой из сторон. Грубо - если на правой части шины от оси будет узор направлен вниз, то на левой наоборот ТАКОЙ ЖЕ узор будет направлен вверх;
3. Асимметричный (НЕ симметричный) направленный протектор - мало распространённый протектор. Если очень интересно - вбейте в любом поисковике "Toyo Proxes R888R или Toyo Proxes TR1" - это и есть асимметричный рисунок на шине с обязательной установкой по направлению;
4. Асимметричный (НЕ симметричный) НЕнаправленный протектор - наверно, самый распространённый вид. У таких протекторов много разнообразных "рисунков". На некоторых моделях шин, рисунок протектора может сочетать в себе и направленную часть и ненаправленную. На таких покрышках обязательно указывается сторона установки на диск - внешняя или внутренняя;

Независимо от симметрии "рисунка" протектора, все Направленные шины обязательно маркируются надписью ROTATION и, расположенной тут же рядом стрелочкой, указывающей направление, в котором шина должна вращаться при движении вперёд. Это важный параметр, поскольку если установить такую покрышку в обратном направлении, она потеряет все свои положительные качества, связанные с улучшенным отведением воды и снежной слякоти из-под пятна контакта колеса.

Поскольку мы не живём в мире "убитой фильмами "форсаж" физики", к движению автомобиля "задним ходом" направленность протектора шин отношения не имеет.

Асимметричные Ненаправленные шины маркируются надписями OUTSIDE (внешняя сторона) и INSIDE (внутренняя сторона). Всё очень просто - внешняя сторона покрышки это та, которую мы видим, если смотрим на автомобиль сбоку, а внутренняя находится со стороны подвески (амортизаторы, рычаги и т.п.). Важно соблюдать этот параметр.

Ещё один интересный "маркер" или "индикатор" можно встретить на самом протекторе - это его глубина. По этим индикаторам можно сразу определять износ и пригодность шины к эксплуатации. Конечно, это интересно при покупке б/у покрышек, поэтому приобретая новые шины, на этот индикатор можно посмотреть просто чтобы знать где он расположен и в каком виде. Зато при покупке б/у шин этот индикатор играет очень большую роль - я бы сказал даже более большую чем марка и модель покрышки. Для летних шин минимальной глубиной протектора является 2мм - при этом показателе шину пора менять и не слушать сказки про всякие 1,6мм или 1,8мм. Для зимних покрышек условия жёстче - при глубине протектора менее 4мм, производитель шин НЕ гарантирует её сцепные качества, т.е. эксплуатация вроде как еще разрешена, поскольку протектор не изношен до самого индикатора (2мм), но использовать такие шины на заснеженных дорожных покрытиях опасно.




5. Другие полезные маркировки, наносимые на шины.

Обычно, покупатель ограничивается указанными выше пунктами, и покупая новые или б/у покрышки, более ничем не интересуется. Просто возникает впечатление, что уже все основные параметры учтены. На самом деле производители маркируют шины еще несколькими очень интересными параметрами, к которым стоит отнестись внимательно.

А. Дата выпуска покрышки. Неужели Вам не интересно, приобретая покрышку, знать дату её выпуска (особенно если это б/у шина). Может она "валялась" на складах (в гараже) пять лет, а Вам её "впаривают" как совершенно новую только потому, что она абсолютно не имеет износа. Здесь внимание! Существует ГОСТ, согласно которому шина может считаться новой только первые 3-5 лет с момента выпуска (зависит от производителя и типа шины). Также Производители шин не дают гарантий на НОВЫЕ шины старше 5-6 лет. Приобретать шины старше 8-10 лет с момента выпуска НЕ рекомендуется вообще.

Маркировка даты выпуска шины выглядит вполне просто. Это овал с цифрами (иногда буквы с цифрами) наносимый на обеих сторонах покрышки (см. картинку). Наиболее часто эта маркировка наносится ближе к внутреннему ободу шины. Если в овале просто 4 цифры, то дата выпуска обозначена так: Первые две цифры ХХ-Неделя выпуска, Вторая пара цифр YY-Год выпуска. Если это длинная совмещенная с буквами маркировка в овале, то смотрим именно на крайние с конца 4 цифры и читаем их абсолютно также.

Внимание! Если маркер даты на покрышке каким-либо образом затёрт, трудночитаем, или имеет дефекты похожие на вмешательство с изменениями, то лучше такие покрышки не приобретать.

Б. Маркер XL или надпись EXTRA LOAD. Дословно переводится как "Дополнительная Нагрузка". Чаще всего используется для кроссоверов и внедорожников, но может быть указана и для шин небольших легковых автомобилей. По сути это обозначение указывает на усиленную боковую часть шины, а также на усиленный посадочный бортик покрышки. Грубо можно считать шиной с усиленным каркасом.

В. Маркер MAX PRESSURE. Дословно - Максимальное Давление. Обычно маркировка нанесена ОЧЕНЬ маленьким шрифтом, НО является немаловажным параметром. Значение указывается в kPa - килопаскали. Во-первых, это значение нельзя путать с рекомендованным давлением в шинах, которое указано производителем автомобиля. Во-вторых, это значение является критическим для покрышки - превысив его, шина может взорваться.

Стоит помнить, что у нас в России принято считать давление в Барах (Bar) или Атмосферах (Atm). Поэтому при чтении этого маркера следует сначала перевести килопаскали в привычный нам вид.

Шины RunFlat. Это специальная технология, которая используется при создании покрышек. Такие шины, даже если будут абсолютно не накачанными (спустит весь воздух), позволят проехать до 100км пути, НО при условии соблюдения скоростного режима ДО 80 км/ч. Это не значит, что их можно эксплуатировать "спущенными", это сделано как возможность доехать на этих шинах до СТО или Шиномонтажа без замены колеса на "запаску". Основным минусом для обычного автолюбителя является стоимость таких шин.


В заключение.

Я принципиально не рассматриваю в данной теме вопрос по цене покрышек. Экономия - это конечно хорошо, но не тогда, когда она касается безопасности движения. Принцип цены здесь должен рассматриваться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после того, как выбрано несколько вариантов ТОЧНО подходящих для автомобиля - вот тогда можно подумать об разнице цен.

Даже если Вы абсолютно доверяете продавцам, сайтам с подбором шин, отзывам и прочим внешним источникам, ЛУЧШЕ научитесь хотя бы минимально понимать какие шины Вы приобретаете. Использовать эти шины будете Вы, а не "советчики".

Спасибо за Ваше внимание!